Авиация Аэродинамический подхват
22 января 2011Оглавление:
1. Аэродинамический подхват
2. Способы борьбы с подхватом
самопроизвольный рост тангажа летательного аппарата. Эффект подхвата связан с динамической разбалансировкой ЛА по отношению к среде, в которой он перемещается.
Для сохранения неизменной ориентации в пространстве необходимо, чтобы векторы четырёх основных сил, действующих на ЛА в полёте сходились в одной точке центре тяжести ЛА. Если геометрическая сумма этих векторов смещается от центра тяжести, ЛА начинает менять ориентацию в пространстве. Соответственно, изменение любой из этих четырёх сил может стать причиной подхвата.
Условия возникновения подхвата
- Смещение центра тяжести ЛА в полёте.
- Изменение тяги двигателей.
- Изменение точки приложения подъёмной силы.
Смещение центра тяжести ЛА в полёте
Самопроизвольное перемещение груза к хвосту или неравномерная выработка топлива из носового и хвостового баков. В определённых пределах такой дисбаланс может быть скомпенсирован рулями высоты, но при значительном дисбалансе их противодействие может оказаться недостаточным, что может привести к катастрофе. Однако этот пример является частным случаем статического дисбаланса, и в авиационной практике его подхватом считать не принято.
Изменение тяги двигателей
Например, если двигатели расположены ниже оси ЛА, увеличение их тяги вызовет рост тангажа. Однако и этот пример не считается подхватом в общепринятом смысле данного термина.
Изменение точки приложения подъёмной силы
Самолёт с углом стреловидности по задней и передней кромкам крыла больше 20 градусов произвольно или непроизвольно увеличил угол атаки так, что основная площадь крыла ещё находится в ламинарном потоке, но на концах крыла уже начался срыв потока. Из-за этого аэродинамический фокус смещается вперёд, тем самым увеличивая ничем не скомпенсированный момент на кабрирование. Что приводит к «цепной реакции»: больше угол атаки больше срыв потока с концов крыла больше момент на кабрирование больше угол тангажа. В итоге срыв охватывает всю площадь крыла, и самолёт, в зависимости от аэродинамических свойств, либо срывается в штопор, что плохо, либо только сваливается, что тоже плохо, но лучше чем штопор.
Просмотров: 4824
|