Авиация Aichi D3A - Модификации

30 июня 2011


Оглавление:
1. Aichi D3A
2. История создания
3. Производство
4. Описание конструкции
5. Модификации
6. Тактико-технические характеристики



  • базовый вариант, оснащённый двигателями Мицубиси Кинсэй 43 и 44 мощностью 1000 и 1070 л.с.
  • D3A2 Модель 12 — вариант с двигателем Мицубиси Кинсэй 54 мощностью 1300 л.с.
  • D3A2 Модель 22 — доработанный вариант с увеличенной ёмкостью топливных баков и удалённой бронезащитой.
  • D3A2-K Модель 12 — учебный вариант с двойным комплектом органов управления, переделывавшийся из снимавшихся с вооружения D3A1.

Боевое применение

D3A разделил участь многих японских военных самолётов того времени — яркие успехи первого военного года, стремительное устаревание и тяжёлые потери второй половины войны. Довольно современный к моменту принятия на вооружение, уже к 1942 году самолёт устарел даже несмотря на предпринятую модернизацию.

1940—1942 год

D3A2 готовятся к атаке на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941.

Первые 6 предсерийных D3A были направлены для войсковых испытаний на борт авианосцев «Кага» и «Акаги» в августе 1940 года, а вскоре ещё около двух десятков машин было направлено в Китай и французский Индокитай. Новый самолёт получил высокую оценку лётчиков, его высокие маневренность и скорость позволяли на равных вести бой с устаревшими китайскими истребителями.

К сентябрю 1941 все D3A были переведены Японию в преддверии грядущей войны на Тихом океане. По состоянию на 7 декабря 1941 в частях насчитывался 141 D3A, большая часть которых была собрана в 1-м воздушном флоте. Самолёты первоначально размещались на авианосцах «Акаги», «Сорю» и «Сёкаку».

В нападении на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года основную ударную силу составляли D3A, наряду с торпедоносцами B5N. В первом эшелоне вылетел 51 D3A — 26 с борта «Сёкаку» и 25 с борта «Дзуйкаку». Большая часть D3A первого эшелона атаковала стоявшие на земле американские истребители, вызвав значительные потери среди скученно стоявших машин. Остальные D3A поразили бомбами линкоры «Невада», «Тенесси», «Мэрилэнд», «Оклахома» и «Западная Вирджиния». При этом, в первом эшелоне потерян был лишь один D3A. Во втором эшелоне летели 78 D3A, основной задачей которых являлась атака кораблей, но к этому времени американцы успели хотя бы отчасти организовать ПВО и результативность второй волны атакующих оказалась гораздо ниже, а потери — напротив, выше. Всего в этом бою японцы потеряли 22 D3A.

Следующей крупной их операцией стала атака 19 февраля 1942 года Дарвина на севере Австралии 1-м и 2-м дивизионами авианосцев, в которой приняли участие 71 D3A. Благодаря господству в воздухе прикрывавших бомбардировщики истребителей A6M «Зеро», японцы имели возможность спокойно провести бомбардировку и сумели полностью разрушить инфраструктуру порта, на несколько месяцев выведя его из строя, а также потопить несколько стоявших на рейде кораблей.

В апреле 1942 D3A в составе 1-го 2-го и 5-го авианосных дивизионов приняли участие в атаке британских авиационных и морских баз на Шри-Ланке, целью которой являлось уничтожение английского Восточного флота. Первая бомбардировка порта Коломбо 5 апреля, в которой приняли участие 38 D3A, благодаря сохранявшемуся господству японской авиации в воздухе вновь прошла успешно, хотя основные силы британской эскадры успели накануне покинуть порт. В то же время, резервный отряд, состоявший из 51 D3A вылетел на перехват обнаруженных разведчиками двух британских кораблей. В этой атаке D3A вновь продемонстрировали исключительную точность бомбометания — корабли, крейсер «Корнуэлл» и крейсер «Дорсетшир» получили, соответственно, по 15 и 14 прямых попаданий 250-килограммовых бомб и затонули. Позднее, 9 апреля, D3A удалось потопить британский авианосец «Гермес» и несколько других судов.

1942—1945 год

В развернувшемся 7—8 мая 1942 года бою в Коралловом море принимали участие D3A из состава 5-й авианосной группы. На этот раз их успехи оказались более скромными, несмотря на потопление американского авианосца «Ленксингтон» и повреждение авианосца «Йорктаун», японцы также понесли значительные потери, так и не сумев одержать явной победы в том сражении.

72 D3A с авианосцев «Кага», «Акаги», «Сорю» и «Хирю» приняли участие в ставшем поворотной точкой в войне на Тихом океане сражении у атолла Мидуэй 3 июня 1942 года. После малорезультативного утреннего налёта на атолл, большая часть их была вместе с авианосцами «Кага», «Акаги» и «Сорю» уничтожена налётом американских пикировщиков «Даунтлесс», лишь 18 D3A, находившихся на борту «Хирю», сумели подняться в воздух для атаки вражеского флота. Из-за малочисленности истребительного прикрытия, 11 из них были ещё на пути к цели сбиты американскими истребителями, но оставшиеся атаковали отремонтированный и вновь вступивший в строй авианосец «Йорктаун». Потеряв ещё три машины от огня зенитной артиллерии авианосца, японцы сумели добиться трёх прямых попаданий 250-кг бомб. «Йорктаун» получил тяжёлые повреждения, но остался на плаву, однако уже вскоре был добит торпедоносцами B5N с того же «Хирю» и затонул.

D3A с борта авианосца «Сёкаку», возвращающиеся с бомбардировки «Энтерпрайза» 25 августа 1942.

Следующим крупным сражением, в котором приняли участие D3A, стала битва за Гуадалканал, в которой приняли участие 54 самолёта этого типа с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку» 1-го дивизиона. В первом сражении, 23 августа 1942 года, D3A удалось тремя попаданиями тяжело повредить авианосец «Энтерпрайз», хотя он и остался на плаву. В бою у острова Санта-Круз 26 октября D3A совместно с B5N удалось тяжело повредить авианосец «Хорнет», который в тот же день затонул, а также двумя попаданиями бомб нанести незначительные повреждения отремонтированному к тому времени авианосцу «Энтерпрайз».

Вскоре после этого в войска начали поступать самолёты модификации D3A2, в то время как D3A1 переводились в учебные части и переоборудовались в учебный вариант. Однако и D3A2 устарели уже на момент своего появления и в основном поступали в наземные части, в то время как авианосцы получали современные пикировщики D4Y «Суйсэй». Дополнительно снижала эффективность боевых действий и утрата к тому времени японцами преимущества в воздухе. В боях на Соломоновых Островах и Новой Гвинее в 1943 году, действовавшие с наземных аэродромов D3A серьёзных успехов не достигли, понеся при этом тяжёлые потери.

Последним применением D3A в роли бомбардировщика стала битва при Филиппинах 19 июня 1944 года, в которой приняли участие 36 D3A2, всё ещё остававшихся на борту авианосцев «Дзюнъё» и «Хиё». Все они были были сбиты американскими истребителями ещё на пути к цели и не оказали заметного влияния на ход боя. Последние D3A были использованы в роли камикадзе в боях за Окинаву в марте-апреле 1945 года.



Просмотров: 4514


<<< Aichi B7A Ryusei
Aichi E11A >>>