Авиация AIM-120 AMRAAM
16 июня 2011Оглавление:
1. AIM-120 AMRAAM
2. Конструкция
3. Носители
4. Модификации
5. Тактико-технические характеристики
6. Производство
7. Эксплуатация и боевое применение
8. Эксплуатанты
9. Оценка проекта
AIM-120 AMRAAM американская всепогодная управляемая ракета класса «воздух—воздух» средней дальности. Ракеты данного класса предназначены для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости цели). В ВВС США получила прозвище Slammer.
Разрабатывалась фирмой Hughes Aircraft с 1981 года и была принята на вооружение ВВС США в 1991 году. Кроме США, состоит на вооружении ВВС Великобритании, Германии и ряда других стран-членов НАТО. Является основным вооружением истребителей F-15C, F-15E, F-16, F/A-18C/D, F/A-18E/F, F-22.
Производством ракет занимались фирмы Hughes Aircraft и Raytheon. После поглощения фирмы Hughes, единственным производителем ракет является фирма Raytheon.
История разработки
История разработки AMRAAM началась в середине 1970-х годов, когда военные круги США пришли к выводу о необходимости разработки новой ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН на смену ракетам AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной ГСН. Основой этих выводов послужили как исследования, так и практика боевого применения ракет «воздух-воздух». В 1974—1978 годах были проведены совместные программы по по исследованию тактики воздушного боя ACEVAL и выработки требований к ракетам класса «воздух-воздух» AIMVAL, которые показали, что истребитель в процессе наведения на цель ракет с полуактивным наведением очень уязвим. На авиабазе Nellis были проведены воздушные бои между представляющими «синих» истребителями F-14 и F-15 вооруженных AIM-7 Спарроу и AIM-9 Сайдвиндер, и представителями «красных» истребителями F-5E, вооруженных только AIM-9. Воздушные бои показали, что необходимость подсветки бортовой РЛС цели после пуска ракет AIM-7 истребителями «синих» дает возможность применения «красными» своих ракет и приводит к взаимному уничтожению противников. Одним из выводов стало принятие решения о необходимости разработки ракеты с активной ГСН по типу AIM-54, но более легкой в размерности AIM-7.
С другой стороны, анализ боевых действий показал изменение тактики воздушных боев и необходимость использования ракет, действующих согласно принципа «выстрелил и забыл», поскольку ракеты с полуактивным наведением имеют малую эффективность и не обеспечивают решающего преимущества в воздушном бою. Так, в ходе Арабо-Израильской войны 1973 года ракетами Спарроу израильтянами было сбито только семь самолетов, а ракетами с ИК ГСН около 200. В воздушных боях между израильскими и сирийскими истребителями над Ливаном в 1982 году ракетами Спарроу было сбито только два самолета, а ещё пятьдесят ракетами с ИК ГСН.
В 1978 году совместно ВВС и ВМС США были сформулированы требования JSOR к новым ракетам. Они включали в себя задачу создания ракеты с активной ГСН, ведения боя одновременно с несколькими самолетами противника и совместимости с самолетами как ВВС, так и ВМС. В 1980 году к программе присоединились несколько стран НАТО. Был подписан меморандум о разработке двух программ. Страны НАТО с участием США должны были заняться программой создания ракеты малой дальности ASRAAM. США, при участии стран НАТО, занимались программой создания ракеты средней дальности AMRAAM.
В декабре 1976 года к разработке концепции новой ракеты приступили фирмы Ford Aerospace, General Dynamics, Hughes, Raytheon и Motorola/Northrop. В феврале 1979 года по окончании концептуальной фазы проработки среди пяти соискателей для продолжения работ были отобраны две фирмы Hughes Aircraft Co. и Raytheon Co. В течение 33 месяцев фирмы занимались проработкой технического облика ракет и созданием летных тестовых прототипов. В декабре 1981 года фирмами Hughes и Raytheon были продемонстрированы прототипы. Фирма Hughes предложила ракету нормальной аэродинамической схемы по внешнему виду напоминающую ракету Спарроу. Фирмой Raytheon была предложена более революционная компоновка с уменьшенными аэродинамическими поверхностями и несущим корпусом. Фирма Hughes Aircraft была объявлена победителем конкурса и с ней был заключен 50-ти месячный контракт стоимостью 421 миллион долларов на дальнейшую разработку ракеты. Разработка новой ракеты шла под индексом YAIM-120A.
Первоначальными планами предусматривалось развертывание ракет в 1987 году, а габариты и стоимость новой ракеты меньше, чем у ракет Спарроу. В 1982 году вторым производителем ракет была выбрана фирма Raytheon, с долей 40 % в общем количестве производимых ракет. Планировалось произвести около 24 000 ракет, а стоимость программы оценивалась в 10 миллиардов долларов. Однако реализация данных планов столкнулась с трудностями. Если выдержать требование по габаритам удалось, то со сроками и стоимостью разработки возникли проблемы. По состоянию на 1984 год задержка в сроках разработки составила уже два года, а стоимость ракеты на 120 % превысила первоначально запланированную расчетная цена ракеты возросла с 182 тысяч долларов до 438.
Программа разработки столкнулась и с политическим трудностями. В связи с неудачами и задержками при разработке компонентов ракет ASRAAM из программы её разработки вышла Германия, а затем и другие страны. США решили продолжать развитие ракет семейства Сайдвиндер. В конечном счете программа была продолжена Великобританией практически самостоятельно. Изменение планов по созданию ракет малой дальности привела и к пересмотру планов по участию европейских стран в разработке AMRAAM. Германия и Великобритания решили заняться разработкой ракеты MBDA Meteor, а Франция самостоятельной разработкой ракеты MICA.
В феврале 1984 года состоялся первый испытательный пуск AIM-120A с борта истребителя F-16. Но запуск полноценной ракеты с перехватом реальной цели состоялся только через три года в сентябре 1987 года. Первые поставки установочной партии ракет были осуществлены ВВС в октябре 1988 года. В сентябре 1991 года было объявлено о достижении ракетами оперативной готовности. О достижении оперативной готовности ракетами, поставленными ВМФ, было объявлено в сентябре 1993 года.
Просмотров: 9172
|