Авиация AIM-120 AMRAAM - Модификации

16 июня 2011


Оглавление:
1. AIM-120 AMRAAM
2. Конструкция
3. Носители
4. Модификации
5. Тактико-технические характеристики
6. Производство
7. Эксплуатация и боевое применение
8. Эксплуатанты
9. Оценка проекта



AIM-120A

Базовая модификация ракеты. Поставки этой модификации начались в 1988 году, а в сентябре 1991 года ракеты достигли оперативной готовности.

AIM-120B

AIM-120B, первые поставки которой начались в 1994 году, получила новый блок наведения WGU-41/B. Он имел перепрограммируемые модули EPROM, новый цифровой процессор и ряд других новых элементов. Ракета получила возможность перепрограммирования непосредственно в транспортном контейнере. Учебные модификации получили обозначение CATM-120B и JAIM-120B.

AIM-120C

В результате выполнения первого этапа программы комплексной модернизации была создана модификация AIM-120С. Основным отличием от предыдущих модификаций стало уменьшение размаха крыла и оперения до 447 мм. Это было сделано для обеспечения возможности размещения ракет AIM-120 на внутренней подвеске истребителя F-22 Raptor. Было снижено аэродинамическое сопротивление, но несколько ухудшились маневренные характеристики. Ракета получила усовершенствованную систему инерциального наведения WGU-44/B. По аналогии с AIM-120A/B учебные варианты ракет получили обозначения CATM-120C и JAIM-120C.

AIM-120C-4

Первой модификацией созданной в рамках второго этапа модернизации P3I Phase 2 стала AIM-120C-4. Размещение её в войсках начато в 1999 году. Ракету получила новую боевую часть WDU-41/B меньшей массы.

AIM-120C-5

Следующей модификацией по второму этапу стала AIM-120C-5. Она представляет собой AIM-120C-4 с более короткой модифицированной секцией управления WCU-28/B с электроникой меньших габаритов. Также были применены более компактные приводы рулевых поверхностей. Это позволило увеличить длину топливного заряда на 127 мм и повысить дальность до 105 км. Новая двигательная секция получила обозначение WPU-16/B. Также на ракетах было применено новое программное обеспечение, повышающее разрешение РЛ ГСН и была повышена помехозащищенность. Модификация AIM-120C-5 была предназначена на экспорт, её поставки начались в июле 2000 года.

AIM-120C-6

Для внутреннего производства выпускалась модификация AIM-120C-6, являющаяся аналогом AIM-120C-5. Отличием являлось применение радиовзрывателя новой конструкции.

AIM-120C-7

Результатом третьего этапа модернизации стала ракета AIM-120C-7. Разработки начались в 1998 году и проводились с целью увеличения помехозащищенности и обнаружением источника помех, усовершенствованой ГСН. Применение более компактной электроники позволило уменьшить длину приборного отсека, использовав высвободившийся объём для увеличения топливного заряда. Это позволило ещё больше увеличить дальность стрельбы. Заказчиком ракеты были также ВМФ США, рассматривающими их как замену снятых 2004 году с вооружения ракет большой дальности AIM-54 Phoenix. Летные испытания с пусками по реальным целям проводились в августе-сентябре 2003 года. Разработка была закончена в 2004 году, а поставки начаты в 2006 году.

AIM-120D

В рамках четвёртого этапа модернизации создается ракета AIM-120D. Ракета оснащается двухсторонней системой связи и усовершенствованной ИНС с коррекцией GPS. Это совместный проект ВВС и ВМФ США. Ракета должна иметь на 50 % большую дальность, чем AIM-120C-7 — до 180 км. Первый запуск с борта F-22A был осуществлен в апреле 2006 года. Принятие на вооружение планировалось в 2008 году, но по состоянию на март 2010 года об окончании испытаний не сообщалось. Учебная версия ракеты будет иметь обозначение CATM-120D.

NCADE

NCADE — программа разработки противоракеты воздушного базирования с использованием компонентов ракеты AMRAAM. Предназначена для перехвата баллистических ракет малой и средней дальности на активном и восходящем участке траектории как в пределах атмосферы, так и вне её за счет прямого кинетического попадания. Ракета будет двухступенчатой и иметь габариты AMRAAM. Первая ступень ракеты представляет собой двигательный блок ракеты AMRAAM. Вместо головной части ракеты AMRAAM установлена специально разрабатываемая вторая ступень. Вторая ступень создается фирмой Aerojet и состоит из РДТТ, блока управления, тепловизионной ГСН от ракеты AIM-9X Sidewinder и сбрасываемого головного обтекателя. Двигатель имеет время работы 25 секунд и способен создать тягу 550 ньютонов. Комбинированная двигательная установка имеет четыре хвостовых сопла и четыре сопла поперечного управления, что позволяет создавать тягу как в продольном, так и поперечном направлениях.

Планируется, что за счет двигателя первой ступени ракета будет запущена вверх под достаточно крутым углом в расчетную точку. После отделения второй ступени будет осуществлен сброс головного обтекателя, захват цели ГСН и кинетический перехват стартующей баллистической ракеты. Использование двигателя поперечного управления позволит осуществлять перехват в разреженных слоях атмосферы и обеспечить прямое попадание боевой ступени в цель.

Так как новая ракета использует систему управления и пусковые установки ракет AMRAAM, она будет совместима со всеми её носителями использовать существующие средства хранения и транспортировки. Относительно малая масса ракеты позволит применять её с борта беспилотных летательных аппаратов. За счет использования в конструкции большого количества уже созданных компонентов и отработанных технологий, ожидаются снижение технических рисков и финансовых трат.

Ракета разрабатывалась в инициативном порядке фирмой Рейтеон. 3 декабря 2007 года с борта F-16 был осуществлен тестовый запуск двух модифицированных ракет AIM-9X Sidewinder. Испытания должны были показать способность модифицированной ГСН отслеживать и сопровождать баллистическую цель. Был осуществлен успешный перехват баллистической цели, хотя в задачи теста он не входил. В 2008 году фирма Рейтеон заключила двух летний контракт стоимостью 10 миллионов долларов на дальнейшую разработку ракеты. Несмотря на существенные сокращения военных расходов на 2010 финансовый год, на программу NCADE запрошено 3,5 миллиона долларов. По заявлениям фирмы Рейтеон четырёхлетняя программа разработки, производства и развертывание первой партии из 20 ракет обойдутся американскому налогоплательщику в 400 миллионов долларов.

ЗРК на базе AMRAAM

NASAMS

Ракета AIM-120 используется в норвежско-американском зенитно-ракетном комплексе NASAMS. Его разработка осуществлялась совместно Raytheon и норвежской Norsk Forsvarteknologia с 1989 по 1993 годы. В батарее комплекса используется машина управления, РЛС и три пусковые установки с шестью направляющими. Общая стоимость разработки и развертывания к 1999 году шести батарей оценивалась в 250 миллионов долларов.

Комплекс разрабатывался для использования ракет AIM-120A, поэтому иногда для его ракет можно встретить обозначение MIM-120A, хотя официально такого обозначения не существует. Поставки комплекса ВВС Норвегии начались в 1994 году, а в 1995 году первый комплекс заступил на боевое дежурство. Сообщалось о поставках одного комплекса в США и четырёх в Испанию в 2003 году.

В августе 2005 года фирма Kongsberg заключила с Норвежскими ВВС контракт на разработку модифицированного комплекса — NASAMS II, поступившего в войска в июле 2007 года. Комплекс получил новую систему тактической связи, интегрированную с системой связи НАТО. В декабре 2006 года армия Дании заключила контракт на поставку шести батарей ЗРК NASAMS II с началом поставок в 2009 году.

CLAWS

В 1995 году Армия США рассматривала возможность использования ракет AMRAAM с модифицированных стационарных пусковых установок ЗРК Hawk и мобильных пусковых установок с шасси HMMWV. Разработки по программе HUMRAAM легли в основу комплекса CLAWS заказанного Корпусом морской пехоты США. В апреле 2001 года фирма Raytheon заключила контракт на разработку комплекса. Несмотря на проведение в 2003—2005 годах успешных испытаний ЗРК стрельбой по различным целям, в августе 2006 года программа была остановлена заказчиком в связи с необходимостью экономии средств.

SL-AMRAAM / SL-AMRAAM-ER

Армия США планирует создать ЗРК средней дальности под названием SL-AMRAAM. Как и комплекс CLAWS, является развитием программы HUMRAAM и использует самоходную пусковую установку на базе вездехода HMMWV. Этим ЗРК планируется заменить часть комплексов Эвенджер с ракетой FIM-92 Stinger. Первые поставки комплекса планируются в 2012 году.

В июне 2007 года фирма Рейтеон анонсировала две программы по усовершенствованию комплекса SL-AMRAAM. Планируется создать универсальную пусковую установку для ракет AMRAAM и ракет AIM-9X Sidewinder с дальностью 10 км. Ракеты запускаются с одной и той же рельсовой направляющей. На выставке в Ле-Бурже в 2007 году демонстрировалась пусковая установка с шестью направляющими и установленными на ней четырьмя ракетами AIM-120 и двумя ракетами AIM-9X.

Также для замены комплекса ЗРК Hawk планируется разработать в рамках программы SL-AMRAAM-ER ракету большой дальности. Ракета должна иметь дальность 40 км. Макет новой ракеты также был показан на авиасалоне Ле-Бурже в 2007 году. По заявлению Дж. Гарретта, вице-президента фирмы Рейтеон, новая ракета создается на базе ракеты ESSM с использованием её двигательного блока и боевой части, а ГСН и система управления взяты от ракеты AMRAAM. Первые испытания новой ракеты SL-AMRAAM-ER были проведены в Норвегии в 2008 году.



Просмотров: 9176


<<< Ракета воздух-воздух
AIM-132 ASRAAM >>>