Авиация Аполлон-15 (старт и полёт к Луне)

19 февраля 2011


Оглавление:
1. Аполлон-15 (старт и полёт к Луне)
2. Старт к Луне и первый день полёта
3. Второй день полёта
4. Третий день полёта
5. Четвёртый день полёта и выход на орбиту Луны



Старт и выход на орбиту Земли
«Аполлон-15» на стартовой площадке в июле 1971 года. Молния ударила в отдалении, не попав в корабль
Старт «Аполлона-15»

В течение месяца, предшествовавшего дню намеченного запуска, над космическим центром имени Кеннеди несколько раз бушевали грозы. Молнии четыре раза попадали в наземные конструкции стартовой площадки 39-А, но они не повредили ни ракету-носитель, ни космический корабль. В день запуска, 26 июля 1971 года, во Флориде стояла отличная солнечная, практически безоблачная погода. В 4 часа 19 минут утра по Североамериканскому восточному времени, за 5 часов 15 минут до старта, Дэвид Скотт, Альфред Уорден и Джеймс Ирвин были разбужены своим боссом, заместителем директора НАСА по подготовке экипажей Дональдом Слейтоном. После того, как врачи констатировали отличное состояние здоровья астронавтов, они позавтракали в компании Слейтона и своих коллег из дублирующего экипажа и команды поддержки. Сразу после завтрака Скотт, Уорден и Ирвин облачились в скафандры и поехали на стартовую площадку. За два с половиной часа до запуска они заняли свои места в кабине космического корабля.

Старт «Аполлона-15» состоялся в 13:34:00 UTC 26 июля 1971 года, всего на 0,187 секунды позже графика. Через 1,35 секунды после старта корабль совершил манёвр отклонения от вертикали на 1,25° в сторону, противоположную от башни обслуживания, для того, чтобы случайный порыв ветра не привёл к соприкосновению ракеты-носителя с башней. Через 9 секунд после старта, когда башня обслуживания осталась внизу, ракета вернулась в вертикальное положение. Через 13 секунд корабль начал манёвр по крену, а после его окончания, через 27 секунд после старта, начал отрабатываться манёвр по тангажу для того, чтобы начать формировать траекторию выхода на орбиту искусственного спутника Земли, лежащую в плоскости с азимутом 88,088°. Через 2 минуты 41 секунду после старта, на высоте примерно 70 км над Землёй произошло разделение первой и второй ступеней РН. Процесс разделения первой и второй ступеней «Аполлона-15» значительно отличался от других «Аполлонов». На сбрасываемом переходном отсеке между первой и второй ступенями «Аполлона-15» не было ни одного ракетного двигателя твёрдого топлива для усадки топлива в баках второй ступени. Кроме того, вместо 8 тормозных РДТТ, как на прежних РН Сатурн-V, на первой ступени «Аполлона-15» было только 4 тормозных РДТТ. Все эти двигатели были убраны в целях экономии веса для увеличения полезной нагрузки. В результате, разделение ступеней прошло не совсем так, как рассчитывали конструкторы. После отключения по команде ЖРД F-1 первой ступени их тяга очень быстро уменьшилась до 2 %, но в результате «импульса последействия» она упала до 0 только через 4 секунды после этого. При этом ускорение, приданное пустой и лёгкой первой ступени, оказалось больше расчётного. Расстояние между ступенями при запуске двигателей второй ступени было меньше ожидавшегося, и струи раскалённых газов сожгли телеметрическую аппаратуру, установленную в верхней части первой ступени. По результатам послеполётного анализа, в целях минимизации рисков, в оставшихся полётах решено было вернуться к прежней конфигурации тормозных ракетных двигателей — восемь, а не четыре.

В начале 6-й минуты полёта, на высоте 163 км, корабль летел уже практически горизонтально, набирая необходимую орбитальную скорость 7,8 км/сек. Примерно через 6 с половиной минут после старта «Аполлон-15» достиг высоты 174,9 км, его скорость возросла до 4,57 км/сек. Он уже находился выше расчётной орбиты, так что в течение нескольких последующих минут ему предстояло лететь «носом вниз». После 9 минут 9 секунд полёта были отключены двигатели второй ступени, через 1 секунду после этого третья ступень отделилась от второй, и ещё через 0,1 секунды сработало зажигание единственного двигателя третьей ступени. Через 11 минут 34 секунды после старта по команде бортового компьютера был выключен двигатель третьей ступени, «Аполлон-15» вышел на расчётную орбиту ожидания русск. для последующего перехода на траекторию полёта к Луне. Двигатель отработал на 3,8 секунды меньше расчётного времени, поскольку тяга, развитая всеми тремя ступенями, оказалась немного больше ожидавшейся. Экипаж впервые в ходе миссии оказался в состоянии невесомости, после того как во время взлёта перегрузки достигали 4 G. Когда «Аполлон-15» вышел на околоземную орбиту, его нос оказался на 18° наклонён вниз, к Земле. В предыдущих полётах, на более высоких орбитах ожидания, этот наклон был меньше, в пределах от 6° до 10°. Двигатели системы ориентации третьей ступени выровняли корабль, переведя его в горизонтальное положение относительно земной поверхности. Манёвр поворота был совершён на скорости 0,3° в секунду. В результате него в баке с жидким кислородом, который был ещё заполнен почти на 3/4, образовалась волна, и 220 кг жидкого кислорода были потеряны через клапан, специально открытый перед манёвром. Для минимизации этих потерь в ходе последующих миссий этот поворот делался медленнее, со скоростью 0,14° в секунду.

Астронавты занялись проверкой всех систем корабля перед включением двигателя третьей ступени и переходом на траекторию полёта к Луне. Уже на первом витке они начали выполнять и насыщенную научную программу «Аполлона-15», сделав несколько снимков Земли на камеру с объективом, прозрачным для ультрафиолетовых лучей, через один из иллюминаторов «Индевора», выполненный из кварца. При этом у них было и время полюбоваться видами Земли с орбиты. Адаптация к невесомости у всех троих проходила нормально. Скотт, как ветеран двух космических полётов, советовал коллегам поначалу поменьше двигаться. И Скотт, и Уорден, и Ирвин отмечали во время послеполётного опроса, что у них было чувство некоторой тяжести в голове, но никаких неприятных или болезненных ощущений не было. Скотт относил это на счёт очень интенсивных тренировок на самолётах Т-38, когда астронавты выполняли пилотажные программы, насыщенные сложными фигурами высшего пилотажа. Правда, Ирвин ещё признавал, что у него были лёгкие головокружения, которые продолжались первые три дня.



Просмотров: 3579


<<< Аполлон-15 (работа на Луне)
Восток (космическая программа) >>>