Авиация Аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года - Обстоятельства происшествия
23 января 2011Оглавление:
1. Аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года
2. Обстоятельства происшествия
3. Экипаж
4. Расследование
Самолёт следовал по воздушной трассе через Усинск на эшелоне 10 600 м, когда произошёл отказ трёх бортовых генераторов из четырёх. Вследствие этого пропало электрическое питание, перестало работать навигационное и радиосвязное оборудование, а также электрические топливные насосы, оставив самолёт только с оперативным запасом топлива 3300 кг, достаточным для 30 минут полёта. Пилоты снизили самолёт до высоты 3000 м, чтобы попытаться запустить вспомогательную силовую установку, приводящую в действие четвёртый генератор. Отключение электропривода насосов не позволяло осуществить перекачку топлива из топливных баков крыла в расходный бак в фюзеляже. Первое сообщение о проблемах с электропитанием на борту поступило в 6:57 по московскому времени; когда самолёт снизился до 3000 м, радиосвязь с ним была потеряна. Информацию о местонахождении самолёта передавал аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ. Примерно в 7:47 по местному времени органы МЧС в Ижме были проинформированы, что самолёт может совершить вынужденную посадку в местном аэропорту. Аэропорт Ижма бывший аэропорт местных воздушных линий, который сейчас используется только как вертолётная площадка, его взлётно-посадочная полоса длиной 1325 м для взлётов и посадок Ту-154 непригодна. Аэродром был закрыт для приёма самолётов в 2003 году.
Пилоты, по их признанию, обнаружили аэродром Ижма случайно. Снизившись и пробив облачность, они вели самолёт на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приземление или приводнение. Обнаружение бетонной ВПП было неожиданной удачей. Большая часть навигационного оборудования самолёта не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам, использовать подручные средства. В частности, при снижении, во время прохождения облачности в качестве авиагоризонта пилоты использовали стакан с водой.
Пассажиры перед посадкой были переведены в переднюю часть самолёта. Отказ электрооборудования привёл также к невозможности управления закрылками и предкрылками, в связи с этим посадочная скорость была значительно выше нормы. Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, это дало возможность пилотам оценить состояние полосы. С третьего захода в 7:55 по местному времени была совершена успешная аварийная посадка. Cамолёт выкатился на 160 м за торец взлётно-посадочной полосы в кустарник и мелкий лес, в результате чего он был существенно повреждён. Все девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. О пострадавших не сообщалось.
Погода во время посадки была пасмурной, высота нижней границы облачности 400 м, видимость 22 км, температура +2 °C, точка росы +1 °C, влажность 85 %, ветер западно-северо-западный, 2 м/с . Успешная посадка аварийного самолёта в этих условиях со сниженной управляемостью на короткую полосу была расценена российскими авиационными экспертами как чудо. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник.
В подобной ситуации 2 июля 1986 года при посадке неисправного самолёта Ту-134А на лес в Коми АССР, в районе населённого пункта Копса Сысольского района, при высоте нижней границы облачности 200 м и видимости 6 км, самолёт разрушился и полностью сгорел, погибло 54 из 92 человек, находившихся на борту.
Просмотров: 6088
|