Авиация Авиагонка на приз МакРобертсона
23 января 2011Авиагонка на приз МакРобертсона состоялась в октябре-ноябре 1934 года в рамках празднования столетия Мельбурна. Результат гонки зафиксировал изменения в авиации, произошедшие в 1933—1934 годах появление серийных цельнометаллических пассажирских авиалайнеров, способных соревноваться на дальность и время полёта с рекордными самолётами специальной постройки.
Идею перелёта Англия-Австралия предложил мэр Мельбурна Харолд Смит, а приз в 75 000 фунтов предоставил австралийский промышленник Макферсон Робертсон, владелец титульного спонсора кондитерской MacRobertson. Маршрут был скопирован с трассы перелёта Джима Моллисона 1931 года. Робертсон потребовал, чтобы гонка была настолько безопасной, насколько можно, поэтому на маршруте протяжённостью 18 200 км были устроены пять обязательных пунктов посадки и 22 заправочные станции. Не было никаких ограничений на размер самолёта и численность экипажа, однако было запрещено принимать на борт подменных пилотов после старта. Самолёты должны были быть сертифицированы в стране происхождения.
Наибольшее число заявок на участие подали американцы; британцы были вторыми по численности, но действительно достойных машин у них не было. Только в январе 1934 года Джеффри де Хэвиленд заявил, что сумеет предоставить в срок машину с «победными» данными, если немедленно получит твёрдый заказ на как минимум три машины. Своё слово он сдержал, и в итоговом стартовом протоколе оказалось 3 двухмоторных гоночных DH.88 деревянной конструкции.
20 октября 1934 гонка стартовала с аэродрома ВВС Великобритании в Суффолке в присутствии 60 000 зрителей. Старт пришлось дважды откладывать из-за толп зевак на взлётной полосе; из 64 заявленных машин стартовали только 20. Участники, самостоятельно прокладывавшие курс, разделились одни летели прямо на Багдад, другие на промежуточную дозаправку в Италии. 21 октября в Италии погиб экипаж британцев Гилмена и Бэйтса на Fairey Fox. На последующих этапах разбились ещё шесть машин. Всего за зачётные 2 недели до финиша сумели добраться девять экипажей из двадцати.
В итоговой таблице пассажирские лайнеры заняли почётное второе и третье места:
- Cкотт и Кэмпбелл-Блэк на DH.88 71 час 00 минут
- Пармантье, Молл, Принс, Ван Брюгге на Douglas DC-2 90 час 13 минут
- Тёрнер и Пенгборн на Boeing 247-D 92 час 55 минут
- Кэткарт-Джонс и Уоллер на DH.88 108 час 13 минут
- МакГрегор и Уокер на Miles Hawk Major 7 дней 14 часов
- Стодард и Стодард на Airspeed AS.5 Courier 9 дней 18 часов
- Джимми Мелроуз на DH.80 10 дней 16 часов
- Хансен и Дженсен на Desoutter Mk.II более 11 дней
- Хьюитт, Кей и Стюарт на DH.89 14 дней
Самолёт-победитель с бортовым номером G-ACSS сохранился и выставлен в английском частном музее Shuttleworth Collection. DC-2, такой же, как занявшая второе место машина KLM, установлен памятником в австралийском городке Олбери, где голландский экипаж совершил последнюю посадку перед финишем в Мельбурне.
Просмотров: 1515
|