Авиация Авиакатастрофа Ту-104 в районе Канаша 17 октября 1958 года

23 января 2011


Оглавление:
1. Авиакатастрофа Ту-104 в районе Канаша 17 октября 1958 года
2. Радиопереговоры с диспетчером



Авиакатастрофа в районе Канаша — крушение советского самолета Ту-104А авиакомпании «Аэрофлот» в 22 км западнее города Канаш Чувашской АССР около железнодорожной платформы Апнерка, произошедшее в 21 час 00 минут 17 октября 1958 года. Экипаж Гарольда Кузнецова, борт 42362. На борту самолета находилась делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов.

Категория рейса — чартерный пассажирский. Пункт вылета — Омск. Пункт назначения — Москва. Начальный пункт маршрута — Пекин. Конечный пункт маршрута — Москва.

Год выпуска погибшего самолёта — 1958 год. Заводской номер — 86601002.

Обстоятельства катастрофы

Самолет следовал по маршруту Пекин—Омск—Москва. Из-за тумана в Москве самолету в посадке было отказано. На запасном аэродроме «Горький» погода также не позволяла совершить посадку. После пролёта Казани диспетчер приказал разворачиваться и следовать в пригодный для посадки Свердловск. Так экипаж на высоте 10 000 м начал разворот в сторону запасного аэродрома в Свердловске. В этот момент Ту-104А попал в мощный восходящий турбулентный поток и в положении кабрирования оказался на высоте около 13 000 м, где потерял скорость и перешёл в почти вертикальное пикирование. Произошёл «подхват» - самопроизвольное неконтролируемое экипажем увеличение угла тангажа.

Самолет как бы «встал на дыбы», ушёл с эшелона вверх, набрав дополнительно до двух километров высоты, потерял скорость, свалился на крыло и вошёл в штопор. Так, на высоте 2 000 м экипажу удалось сделать траекторию снижения немного более пологой.

Экипаж сделал все возможное для спасения самолета. Но нехватка хода руля высоты не позволила вывести самолет из катастрофического режима. Гарольд Кузнецов приказал бортрадисту транслировать его слова на землю.

В итоге самолет врезался в землю рядом с железнодорожным полотном близ станции Апнерка Вурнароского района Чувашской АССР, сбив несколько телеграфных столбов. Примечательно, что взрыв упавшего самолета увидел экипаж ИЛ-14, случайно оказавшийся свидетелем трагедии. В 21 час 30 минут командиром корабля самолета ИЛ-14 Л1504 было передано в РДС Казани о том, что экипаж видит горящий самолет на земле, к западу от г.Канаш.

Фаза полёта в момент катастрофы — горизонтальный полёт. Причиной катастрофы также были признаны недостатки в конструкции самолёта.

Во время падения экипаж передавал в эфир информацию о параметрах полета. Переданная информация позволила внести изменения в конструкцию самолета, изменить допустимую центровку, уменьшить максимальный эшелон полёта и т.п. , изменен угол установки стабилизатора и доработан руль высоты. Также была уменьшена максимальная высота полета. Склонность самолета к «подхватам» была сильно уменьшена. В результате, в дальнейшем случаев, подобных данной катастрофе, с самолетами Ту-104 не происходило. Без катастроф не обошлось – но их причины были уже иными.



Просмотров: 3513


<<< Авиакатастрофа Ту-104 под Красноярском 30 июня 1962 года