Авиация Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года - Ликвидация последствий катастрофы

23 января 2011


Оглавление:
1. Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года
2. Самолёт
3. Экипаж
4. Полёт
5. Ликвидация последствий катастрофы
6. Окончательные выводы комиссии МАК
7. Замечания Республики Польша по проекту окончательного отчета МАК
8. Окончательный доклад Комиссии по расследованию авиационных происшествий Польши
9. Пассажиры самолёта
10. Последствия для Польши
11. Международная реакция
12. Увековечение памяти о погибших в авиакатастрофе
13. Фотографии с места катастрофы



Пожары, возникшие на месте катастрофы, были потушены в течение 10 минут.

В 13:05 по московскому времени из Владимира вылетел вертолёт Ми-26 МЧС России со спасателями на борту. В 14:30 на место крушения прибыл глава МЧС Сергей Шойгу. В 17:15 и 17:25 в Смоленске приземлились ещё два вертолёта со спасателями на борту.

Всего к ликвидации последствий катастрофы привлечены более 800 человек и 124 единицы техники, в том числе от МЧС России — 275 человек и 68 единиц техники, в том числе 3 воздушных судна.

Четверо солдат срочной службы войсковой части 06755 были арестованы по подозрению в краже банковских карт с места авиакатастрофы Ту-154 с польской делегацией и снятии с них денежных средств в размере 60 345 рублей.

Расследование причин

Dmitry Medvedev and Vladimir Putin - 2010 Polish Air Force Tu-154 crash.ogv
Рабочая встреча Дмитрия Медведева с Председателем Правительства Владимиром Путиным.

10 апреля 2010 года распоряжением Президента России Дмитрия Медведева создана правительственная комиссия во главе с Председателем Правительства Владимиром Путиным, которая будет заниматься расследованием всех обстоятельств катастрофы.

В тот же день министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский сообщил, что Польша проведёт своё собственное независимое расследование.

Генеральные прокуроры РФ и Польши договорились о тесном сотрудничестве при расследовании крушения. По факту гибели самолета в Смоленске прокуратурами РФ и Польши возбуждены уголовные дела, российской прокуратурой по статье «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Генеральный прокурор Юрий Чайка взял расследование под личный контроль.

На место катастрофы по поручению Президента вылетели глава МЧС России Сергей Шойгу, министр транспорта Игорь Левитин, первый заместитель Генерального прокурора — Председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин.

Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны Российской Федерации. В комиссии МАК работали 25 польских специалистов.

На месте авиакатастрофы обнаружены два «чёрных ящика». «Чёрные ящики» были вскрыты в присутствии представителей СКП России и прокуратуры Польши. 11 апреля специалисты МАК приступили к их исследованию. Позднее был найден третий «чёрный ящик».

Около 22:00 по московскому времени 10 апреля 2010 года в Смоленск прибыли польские следователи.

На месте гибели самолета работали 37 следователей из Следственного комитета при прокуратуре России и более 40 судебно-медицинских экспертов, также в следственных действиях участие принимали 11 следователей и прокуроров из Польши.

13 апреля 2010 года прошло совещание под руководством В. В. Путина. Вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов на заседании госкомиссии по установлению причин катастрофы самолета Ту-154 заявил: «Предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев показал, что взрыва и пожара на борту самолета не было». Со слов вице-премьера, крушению самолета не предшествовал взрыв или пожар. «Продолжается синхронизация показателей обоих бортовых самописцев — речевого и параметрического — и идентификация звуков и шумов в кабине. Эта работа требует времени и продлится ориентировочно до конца недели», — сказал Сергей Иванов. Эдмунд Клих, руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиакатастроф, заявил: «Российские специалисты сотрудничают с нами образцовым образом».

Работа технической комиссии на месте авиакатастрофы была закончена 17 апреля 2010 года, 19 апреля полностью завершена расшифровка записей «черных ящиков», а также двух найденных эксплуатационных самописцев. Представители польской прокуратуры сообщали, что содержание записей черных ящиков будет обнародовано 22 апреля, однако 22 апреля на пресс-конференции прокурор Польши Анджей Серемет отложил сроки публикации записей. 25 апреля 2010 года появилась информация о том, что результаты первого этапа расследования будут предоставлены 28 апреля.

22 апреля 2010 года начат двусторонний перевод прослушанной информации, взятой с бортовых самописцев Ту-154, с привлечением квалифицированных переводчиков.

Стенограмма записей «чёрного ящика» самолёта на русском и польском языке.

4 мая 2010 года результаты работы инженерно-технической подкомиссии МАК были обсуждены с польскими экспертами. Замечаний по работе техники в полёте не было.

5 мая 2010 года польский телеканал TVN сообщил информацию о том, что речевой самописец зафиксировал голос посторонней женщины в кабине пилотов. Прокуратура Польши пока не дала официального подтверждения этой информации и разъяснений по поводу того, мог ли этот фактор стать причиной авиакатастрофы.

8 мая 2010 года президент России Дмитрий Медведев заявил, что расследование гибели президента Польши Леха Качиньского в авиакатастрофе должно быть доведено до конца, а выводы следствия нужно сделать доступными для общественности.

12 мая 2010 года было сообщено, что данные бортовых систем предупреждения и навигации успешно декодированы на базе лаборатории США с участием польских специалистов, и что проводится их верификация и расшифровка.

19 мая 2010 года председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что технической комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полёте не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей. Аэродром и его оборудование были пригодны к приему воздушных судов различных классов, в том числе Як-40 и Ту-154. Система TAWS была включена, работоспособна и передавала необходимую информацию экипажу. Навигационная система GNSS также была включена и работоспособна. Экипаж своевременно получал данные о метеообстановке и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов Минска, аэродрома «Смоленск-Северный», а также от экипажа самолета Як-40 Министерства обороны Польши, который произвёл посадку на аэродроме примерно за полтора часа до катастрофы. Также было сообщено о завершении расшифровки бортовых самописцев. Установлено, что в кабине находились лица, не являющиеся членами экипажа. «Голос одного точно идентифицирован, голос другого или другие подлежат дополнительной идентификации польской стороной», — добавила Анодина.

Информационное агентство УНИАН со ссылкой на свои источники сообщило, что в момент катастрофы польского самолёта поблизости от штурвала находились командующий Воздушными силами Польши, генерал Анджей Бласик, и директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казана. Также после чёрные ящики зафиксировали голос одного из пилотов, который заявил, что в таких погодных условиях самолёт сесть не сможет.

23 мая 2010 года российскими следователями при участии польской стороны был произведен дополнительный осмотр места катастрофы. Ничего нового, имеющего отношение к делу, они не нашли.

25 мая 2010 года руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что один из посторонних лиц в кабине самолёта был опознан как главком ВВС Анджей Бласик. По словам Клиха, Бласик разговаривал с пилотами до момента удара Ту-154 о дерево. Клих также заявил, что присутствие посторонних в кабине самолёта «не имело решающего влияния на произошедшие события». Руководитель МАК Татьяна Анодина отметила, что «в российских федеральных авиационных правилах есть чёткие указания, что не допускается нахождение в кабине летного экипажа лиц, которые не связаны с выполнением полётного задания». Анодина добавила, что это касается и мировой практики.

26 мая 2010 года руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа разбившегося самолёта Ту-154.

8 июня 2010 года МАК сообщил, что идентифицировано второе лицо, не являющееся членом экипажа, речь которого была зафиксирована бортовым самописцем разбившегося самолёта. Как и предполагалось ранее, им оказался шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана. Также установлено, что генерал Бласик не находился на месте пилота, командир воздушного судна был за штурвалом с пристёгнутым ремнём безопасности, а Бласик стоял сзади или сидел на приставном сидении.

14 июля 2010 года еженедельник Warsaw Business Journal со ссылкой на польский телеканал TVN24 сообщил о расшифровке одного из фрагментов переговоров в кабине, который ранее пропускали как «неразборчивый». Командир самолёта произносит слова: «Если мы не приземлимся, они убьют меня». Эксперт по авиации из польского сейма капитан Роберт Завада считает, что на действия пилотов мог повлиять либо президент Лех Качиньский, либо командующий ВВС генерал Анджей Бласик. За неделю до этого представитель правительства Польши Павел Грась заявил, что польские эксперты смогли расшифровать больше, нежели следователи со стороны России.

20 октября 2010 года было сообщено, что техническая комиссия МАК и все её экспертные группы и рабочие подкомиссии завершили расследование авиакатастрофы в Смоленске. Был подготовлен отчёт, подписанный всеми членами технической комиссии. Отчёт был передан полномочному представителю Польши. 17 декабря польские власти направили в МАК свои претензии к отчету на 148 страницах. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о множестве нарушений и неточностях, допущенных в отчёте.



Просмотров: 11588


<<< Авиакатастрофа в Перми 14 сентября 2008 года
Авиакатастрофа над Чёрным морем 4 октября 2001 года >>>