Авиация Авианосец - Технические характеристики

22 января 2011


Оглавление:
1. Авианосец
2. Обзор
3. Технические характеристики
4. Классификация авианосцев
5. Стратегия и тактика боевого применения
6. Список кораблей



Корпус

Атомный авианосец ВМС Франции Шарль де Голль. Отчётливо виден «остров».

Корпус типичного авианосца имеет длину от 182 до 342 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счёт водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров, корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик. Под полётной палубой расположены объёмные ангары, в которых хранятся и ремонтируются самолёты и вертолёты. Перемещение летательных аппаратов между палубами происходит посредством специальных подъёмников, количество которых может достигать четырёх. Ниже ангаров расположены машинные отделения и прочие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полётной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом «острове», единственном возвышении над палубой. «Остров», как правило, располагается по правому борту. Прочее оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полётной палубы. Для увеличения количества летательных аппаратов на борту, часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе.

Полётная палуба

Существует две основные конфигурации полётной палубы.

Плоская полётная палуба

Схема взлёта и посадки самолётов на авианосце Дуайт Эйзенхауэр
F-14D Томкэт незадолго перед стартом с помощью паровой катапульты с борта авианосца США «Джон Стеннис»

Из находящихся в настоящее время в строю плоскую полётную палубу имеют все американские авианосцы, французский авианосец «Шарль де Голль» и бразильский авианосец «Сан-Паулу». Эти авианосцы предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта и для подъёма их в воздух используют паровые катапульты. Количество катапульт на американских авианосцах — 4, на французском и бразильском авианосцах — по 2.

Единственным в мире авианосцем, который для самолётов горизонтального взлёта не использует катапульты, является российский «Адмирал Кузнецов», однако он относится к «трамплинной» компоновке.

Плоскую полётную палубу имеют также авианесущие десантные корабли, рассчитанные на базирование вертолётов и самолётов вертикального взлёта.

Полётная палуба с трамплином

Авианосец США «Джон Стеннис» и авианосец Великобритании «Илластриес»

Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев, вооружённых самолётами вертикального и укороченного взлёта и посадки. Для увеличения стартовой массы самолётов, на авианосцах данного типа практикуют взлёт после короткого разбега. В результате чего самолёт экономит горючее по сравнению с вертикальным взлётом и способен взять большую массу топлива и вооружения. Ввиду того, что посадочная скорость СВВП невелика, какие-либо дополнительные приспособления для торможения отсутствуют. Взлётная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев Великобритании, Индии, Италии, Испании, Таиланда и России.

Российский «Адмирал Кузнецов» стоит среди авианосцев трамплиного взлёта несколько особняком. На нём базируются самолёты укороченного взлёта Су-33, МиГ-29К, которые благодаря высокой тяговооружённости способны взлетать с короткой полосы без использования катапульты. Подобная организация полётов, однако, не является полноценной заменой катапультам, так как не позволяет истребителям взлетать с полной боевой нагрузкой и исключает возможность взлёта самолётов с низкой тяговооружённостью. Особенностью российского авианосца является также угловая посадочная палуба и тросовый аэрофинишёр, отстуствующие у других трамплинных авианосцев.

Многоуровневая полетная палуба

Ныне не встречающийся вид полетной палубы, характерный для авианосцев 1920-1930-ых годов. Представлял собой короткую взлетную палубу в носовой части корпуса и использующуюся в основном для посадки летную палубу поверх ангара.

авианосец «Кага» до модернизации и после модернизации

Подобные системы были задействованы на японских авианосцах "Акаги" и "Кага", британские авианосцы "Глориес", "Корейждес" и "Фуриес". Аналог подобной системы - катапульту для старта из ангара через бортовое окно - имели первые авианосцы серии "Эссекс".

Теоретическими преимуществами подобной схемы была возможность разделить взлет и посадку самолетов, не загромождать летные палубы машинами.


Практика применения показала несовершенство этой схемы, ее опасность для пилотов. К середине 1930-ых практически все авианосцы с полетными палубами многоуровневого класса были переоборудованы в обычные авианосцы.

Силовые установки

12 действующих авианосцев используют в качестве основных силовых установок охлаждаемые водой ядерные реакторы, что предоставляет им почти неограниченную дальность плавания. Применение на авианосцах ядерной силовой установки позволяет сэкономить водоизмещение для авиационного топлива и боезапаса. Нельзя не отметить, что ЯСУ придаёт такое немаловажное тактическое свойство авианосцам, как возможность длительно — многие дни и недели — поддерживать скорость хода, близкую к максимальной), что недоступно кораблям с обычной силовой установкой, вынужденных большую часть времени двигаться с крейсерской скоростью.



Просмотров: 19011


<<< Авианесущий крейсер
Авианосная ударная группа >>>