Авиация Авиатехник

23 января 2011


Оглавление:
1. Авиатехник
2. В других странах



Авиационный техник — специалист по наземному обслуживанию авиационной техники — самолётов, вертолётов и т. д., имеющий действительное свидетельство авиационного техника.

Авиатехники - это целая структура в авиации, со своими учебными заведениями, сложной системой, не очень благодарной работой. В среднем, на час полёта самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы наземного персонала. На пассажирских самолётах трудозатраты существенно меньше, чем в военной авиации.

Классификация

При обслуживании в России отечественной АТ, авиатехники подразделяются на специалистов по ЛАиД и АиРЭО. При обслуживании иностранной техники разделение — по допускам. В военной авиации РФ авиатехники подразделяются на специалистов по самолёту и двигателю, по авиационному вооружению, по авиационному оборудованию, по радиоэлектронному оборудованию.

Чтоб стать авиатехником достаточно иметь средне специальное образование, полученное в каком-либо авиационном училище. Высшее авиационно-техническое образование позволяет стать инженером в этой области.

До недавнего времени в ВС РФ авиатехников готовили в средних и высших военных учебных заведениях, с присвоением звания "лейтенант", и в школах техников, с присвоением звания "прапорщик". Как правило, все молодые специалисты первоначально работают в качестве авиационных техников, по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В дальнейшем инженерное образование позволяет занимать руководящие должности в структуре инженерно-авиационной службы.

Для получения допуска на обслуживание самолетов западного производства необходимо знать методы работы при обслуживании западной техники, требования предъявляемые к персоналу, деление персонала с присвоением соответствующих полномочий.

Категории персонала и ответственность

  • Механик, ответственный за сертификацию по проведению оперативного техобслуживания.
  • Категория B — техник, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию:
    • B1 — механик,
    • B2 — специалист по авиационной электронике;
  • Категория C — инженер, ответственный за сертификацию по базовому техобслуживанию;
  • Категория BS1 — вспомогательный персонал B1 и B2 — вспомогательный персонал по базовому техобслуживанию;
  • Категория D — техник, ответственный за сертификацию специалистов отдела неразрушающего контроля.

Права

Для персонала ответственного за сертификацию, установлены следующие преимущественные права:

  • Категория A — механик, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию, вправе:
    • выполнять повседневное оперативное техобслуживание и подписывать соответствующие документы;
    • сертифицировать выполняемую работу. Включая W-check или аналогичные действия и простое устранение недостатков только при выполнении собственными силами
    • решать типовые задачи, разрешенные после проведения соответствующего целевого обучения, выполняются механиком, ответственным за сертификацию по оперативному техобслуживанию с целью выдачи Сертификата на проведение техобслуживания воздушных судов согласно EASA-145.A.50 как часть менее значимого запланированного оперативного техобслуживания, включая еженедельную проверку, предусмотренную в программе техобслуживания, утвержденной операторами, а также простое устранение недостатков, что предусматривает следующее:
      • замену колес
      • замену тормозных систем.
      • замену аварийно-спасательного оборудования.
      • замену духовок, кипятильников и приборов для приготовления напитков.
      • замену системы внутреннего и внешнего освещения, ламп накала и люминесцентных ламп.
      • замену щеток стеклоочистителей ветровых окон.
      • замену сидений для пассажиров и обслуживающего персонала, а также ремней безопасности.
      • закрытие обтекателей и ремонт смотровых панелей быстрого доступа.
      • замену компонентов туалетной системы, кроме вентилей.
      • несложный ремонт и замену дверец внутренних отсеков и шкафчиков, кроме дверец, образующих часть структуры давления.
      • несложный ремонт и замену дверец верхних отсеков для хранения и оснащения салона.
      • замену статических фитилей.
      • замену основных, аварийных батарей и батарей вспомогательных силовых установок воздушных судов.
      • замену компонентов полетной радио музыкальной системы, кроме системы громкой связи.
      • повседневную смазку и подпитку всех системных жидкостей и газов.
      • деактивацию только подсистем и авиационных компонентов согласно перечню минимального оборудования оператора, когда такая деактивация согласована с EASA в качестве простого задaния.

Разрешенные специфические задания предусматриваются Документом, дающим право на сертификацию.

  • Категория B — техник, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию, вправе:
    • выдавать Сертификат на проведение оперативного техобслуживания конструкций воздушных судов, блоков питания, механических и электросистем, или авиационной электроники и электросистем;
    • сертифицировать работу, выполняемую другими;
  • Категория BS1, BS2 — вспомогательный персонал — вспомогательный персонал BS1 и BS2, занятый проведением базового техобслуживания, отвечает за выполнение всех соответствующих задач и или проверок, а также сертификации согласно установленному стандарту перед тем, как персонал, ответственный за сертификацию по Категории C, выпустит сертификат на проведение техобслуживания.
  • Категория C — инженер, ответственный за сертификацию по базовому техобслуживанию, вправе:
    • выдавать Сертификат на проведение техобслуживания после выполнения базового техобслуживания воздушного судна.
  • Категория D1 — техник, ответственный за сертификацию по неразрушающему контролю, вправе:
    • выполнять неразрушающий контроль воздушных судов / компонентов
    • сертифицировать работу, выполняемую техником по неразрушающему контролю
    • выдавать Форму 1 EASA после техобслуживания воздушных судов / компонентов с использованием неразрушающего контроля.

В военной авиации

Переборка шасси специалистами СиД

Инженерно-технический состав авиации ВС РФ делится на две основные категории. Первая категория - это обслуживающий персонал авиационных эскадрилий, выполняющий формы и виды подготовок авиатехники к полётам и боевому применению. Как правило, существуют: предварительная подготовка, предполётная подготовка, подготовка к повторному вылету, послеполётная подготовка. Также ИТС АЭ выполняет периодические и контрольные осмотры, работы по хранению и парковые дни. Вторая категория ИТС выполняет тяжелые формы обслуживания в Технико-эксплуатационной части АТ - регламентные работы, которые производятся по календарным срокам или по налёту воздушного судна, а также замену авиационных двигателей и эксплуатационный ремонт бортового оборудования. Специалисты ТЭЧ имеют допуска на все виды подготовок и работ на АТ, специалисты АЭ не имеют допусков к периодическому обслуживанию АТ и ремонтным работам. Подразделения, занимающиеся обслуживанием и подготовкой авиационных средств поражения, также комплектуются авиационными специалистами.

Обслуживание хвостового редуктора вертолёта Ми-8

В военной авиации принята групповая штатная структура ИТС, с узкой специализацией. Например, специалисты по радиэлектронному оборудованию в дальнебомбардировочном полку могут разделяться на группы по эксплуатации радиотехнического оборудования, связного и радионавигационного оборудования, аппаратуры наведения, аппаратуры радиэлектронной борьбы. В ТЭЧ, как правило, специалисты групп имеют ещё более узкую специализацию.

Все без исключения работы на воздушном судне производятся по разработанным и утверждённым маршрутно-технологическим картам, в соответствии с Регламентом технической эксплуатации данного типа ВС. Весь технический персонал имеет допуска по перечню пунктов техобслуживания, в соответствии с занимаемой должностью. Каждый исполнитель работ в обязательном порядке контролируется старшим техником группы, старшим расчёта, начальником группы или инженером по специальности. Наиболее сложные работы выполняются лично начальниками групп и инженерами. Обо всех произведённых работах делаются соответствующие записи в документации и ставятся подписи исполнителя и контролирующего.

За каждым воздушным судном закреплён технический экипаж во главе со старшим техником самолёта. Данное должностное лицо фактически отвечает за техническое состояние вверенного летательного аппарата, лично выполняет большой объём работ и контролирует весь технический персонал, работающий на самолёте, ведёт эксплуатационную документацию данного ВС. Старший техник самолёта выпускает в полёт и встречает из полёта свой летательный аппарат. Вероятно, что это наиболее ответственная и хлопотная должность в военной авиации. В процессе реформы ВС РФ, более известной как "новый облик армии" должность старшего техника самолёта переименовали в "инженер авиационного комплекса", но сущность и объём работы от смены названия не изменилась.


Работа в АЭ и ТЭЧ различается распорядком о объёмом. В АЭ пик нагрузок на техсостав приходится при производстве полётов. ИТС АЭ может выезжать на аэродром за пять часов до вылета разведчика погоды, и при восьмичасовой лётной смене рабочий день технарей обычно длится 16-18 часов без перерыва, нередко и более. При отсутствии полётов нагрузка на ИТС АЭ резко уменьшается.

В ТЭЧ, как правило, восьмичасовой рабочий день, но личный состав работает в соответствии с планом-графиком регламентных работ, практически ежедневно на авиационной технике. Также специалисты ТЭЧ привлекаются для оказания помощи техсоставу АЭ при производстве полётов, при устранении сложных отказов на воздушных судах и при обслуживании специальной автомобильной техники БАТО.

Необходимо отметить, что характер и объём работы, и особенно - трудозатраты, сильно различаются по специальностям. Самая сложная, грязная, ответственная работа у специалистов по самолёту и двигателю, и в меньшей степени - у электриков. Все остальные авиационные специалисты могут считаться авиационной интелигенцией.

Особенности работы военного авиатехника

В отличие от гражданских авиационных специалистов, военные специалисты ИАС имеют ненормированный рабочий день и, помимо повседневных работ с вверенной авиатехникой, "служат Родине", то есть строятся по нескольку раз в день, сдают зачёты по физо, ОПМ, специальной, технической, командирской подготовке; несут нагрузку гарнизонной и караульной служб, внутренние и хозяйственные гарнизонные работы. В частности, типовым и самым распространённым нарядом военного авиатехника является дежуство по стоянке подразделения, то есть эскадрильи. Практически через каждые двое-трое суток каждый "технарь" авиабазы заступает в суточный наряд ДСП по охране и обороне аэродрома, объектов авиационной техники и средств обеспечения, вооружается пистолетом и несёт круглосуточную охрану закреплённой за подразделением матчасти и обозначенного сектора аэродрома.

Ну и по сложившейся традиции, весь личный состав авиабазы по субботам привлекается на парко-хозяйственные дни, по уборке аэродромных стоянок, закреплённой территории, дворов, улиц и помоек в военном городке.

Так что, выбирая профессию военного авиатехника, человек должен быть готов провести 20 лет жизни на аэродроме, практически круглосуточно, без выходных и праздников, и его семьёй станет эскадрилья.

К сожалению, в ВВС СССР и РФ, штатная численность техперсонала всегда была явно недостаточна, и это при хронической фактической недоукомплектованности штатов ИАС. В дальнейшем было проведено несколько кампаний по сокращению Вооружённых сил, в авиации это главным образом коснулось техсостава. В результате этого бардака, по некоторым данным, техобслуживание воздушных судов в авиации РФ сегодня составляет около 5% от положенного, и самолёты летают исключительно за счёт конструктивного многократного запаса надёжности, "на честном слове и на одном крыле".

Традиции

Традиционно специалистов по самолёту и двигателю шутливо именуют "слонами" или "маслобаками". Специалистов АО и РЭО называют "обезьянами". В ВВС всех специалистов по вооружению вне зависимости от специализации ласково обзывают - "агрессоры", "оружейники", "бомбоголовые", "стволы". Все знают, что "самолёт крепится к пушке двумя болтами!", а "стволы" - это недоученные электрики. Специалистов по СиД- "эсдеки","эсдэшники" или "маслопузые". Специалистов по РЭО - "радисты". Специалистов по АО - "паяльники", "электрики", "аошники", "прибористы".

Специалистов ТЭЧ называют - "шахтёры", соответственно ТЭЧ - "шахтой" или "депо", В особо запущенных случаях могут обозвать "Колхоз-Напрасный труд" или "Сто лет без урожая", по причине планового выполнения р/работ на заведомо убитой технике, не подлежащей восстановлению - самолёты летают "по бумагам".


Отношения в технарской среде весьма своеобразные. Достаточно сказать, что "авиация держится на заклёпках и подъё...ках". В некоторых полках традиционная субботняя пьянка заканчивается традиционным субботним мордобоем.




Просмотров: 17660


<<< Авиадиспетчер