Авиация Авторотация
22 января 2011Оглавление:
1. Авторотация
2. Использование
Авторотация режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Термин появился между 1915 и 1920 годами в период начала разработок вертолётов и автожиров и означает вращение несущего винта без участия двигателя.
На самолётах, использующих в качестве движителя воздушные винты, авторотация винта наступает при отказе двигателя в полёте. При этом возникает сильное сопротивление потоку, и в случае бокового расположения двигателя сильный разворачивающий и кренящий момент, что существенно усложняет управление ЛА и может привести к его падению. Для предотвращения этого неприятного явления все современные турбовинтовые двигатели имеют системы автоматического и ручного флюгирования, в случае остановки двигателя в полёте устанавливающие лопасти воздушного винта «по потоку». Винт при этом имеет минимальное лобовое сопротивление и не вращается. Для запуска турбовинтового двигателя в полёте винт выводится из флюгерного положения и начинает раскручивать двигатель. При достижении определённой частоты вращения включается система зажигания и подача топлива это так называемый запуск на авторотации.
Турбины турбореактивных двигателей, в случае их остановки в полёте, также вращаются от набегающего потока в режиме авторотации.
В режиме полёта вертолёта с включённым двигателем воздушный поток поступает сверху и выходит снизу, но в режиме авторотации несущий винт вертолёта раскручивается от встречного набегающего потока, одновременно создавая подъёмную силу. Авторотация возможна потому, что между двигателем и несущим винтом стоит обгонная муфта, позволяющая винту свободно вращаться и когда двигатель не работает. Используя авторотацию, вертолёт может произвести безопасную посадку даже при отказе двигателя, поэтому возможность безопасной посадки на авторотации является необходимой для прохождения сертификации производителями вертолётов.
Режим авторотации является рабочим для автожира.
Самая длительная авторотация в истории была выполнена Jean Boulet в 1972 г, когда он достиг рекордной высоты 12 440 м в на вертолёте Aérospatiale Lama. Из-за низкой температуры −63 °C на этой высоте, двигатель заглох и больше не завелся. Используя авторотацию, пилот смог безопасно посадить вертолёт на землю..
Просмотров: 4147
|