Авиация Bell UH-1 Iroquois - История создания
07 мая 2011Оглавление:
1. Bell UH-1 Iroquois
2. История создания
3. Боевое применение
4. На вооружении
5. Особенности конструкции
6. Характеристики
7. Bell UH-1 Iroquois в сравнении с другими многоцелевыми вертолётами
8. Модификации
9. UH-1 в искусстве
10. Интересные факты
В 1950-х годах Армией США был объявлен конкурс между вертолётостроительными фирмами, условия которого предполагали создание многоцелевого вертолёта с возможностью его вооружения ракетами и пулемётами. Из предложенных проектов в 1955 году была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолёте предполагалось установить турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трёх прототипов вертолёта, с обозначением ХН-40, совершил полёт 20 октября 1956 года на заводском аэродроме в Форт-Уорт. За первой тройкой последовала партия из шести машин, предназначенных для испытаний в полевых условиях, и девять предсерийных вертолётов, которые в войсках получили обозначение HU-1 Iroquois. С 30 июня 1959 года на вооружение Армии США начали поступать первые серийные шестиместные UH-1A, оснащённые двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л.с. Тринадцать вертолётов было вооружено двумя пулемётами калибра 7,62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм и приняли участие в боях во Вьетнаме. Некоторые из вертолётов имели дублированное управление и обозначались ТН-1А.
Поставки версии UH-1A в войска закончились в марте 1961 года в связи с поступлением на вооружение улучшенного варианта вертолёта UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с., а позднее T53-L-11. Полезная нагрузка нового вертолёта достигала 1360 кг, при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых и одного сопровождающего. В варианте вертолёта огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулемёты и НУР.
Model 204B обозначение гражданской и экспортной версии вертолёта. Они оснащались двигателем Т-53-11А. Эта модель получила сертификат лётной годности 4 апреля 1963 года, а до конца 1967 года в гражданский сектор было продано около 60 вертолётов. Шесть UH-1B было закуплено Испанией. Для своих нужд австралийская армия и флот закупили 32 вертолёта Model 204B. UH-1B выпускался по лицензии японской фирмой Fuji Heavy Industries Ltd и итальянской Agusta SpA. Итальянский Agusta Bell AB204B оснащался двигателями Rolls Royce Bristol H.1200 Gnome или General Electric T58-GE-3. Для итальянского и испанского флотов фирмой Agusta выпускалась противолодочная модификация АВ 205AS, вооружённая двумя торпедами Mk.44.
В начале 1965 года UH-1B в серийном производстве был заменён новой модификацией UH-1C с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. В остальном новый вертолёт не отличался от своего предшественника.
Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для Корпуса морской пехоты США. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 года новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 года по лето 1968 года. Вертолёт активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолёта огневой поддержки он оснащался двумя пулемётами М60 калибра 7,62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм.
С 1969 года в войска начали поступать первые из 45 учебных TH-1L и 9 многоцелевых UH-1L. В 1970 году военно-морские силы США получили 27 вертолётов модификации UH-1К, созданных па базе UH-1E, но с двигателем Т53-1-13 мощностью 1100/1400 л.с. и некоторым изменением в составе радиооборудования. Для проведения ночных боевых операций по заказу армии США фирмой Bell был разработан UH-1M, оснащённый спецоборудованием, двумя телекамерами и ночным прицелом.
Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968 году и получивший название Huey Tug. На вертолёте был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C мощностью 2850 л.с. и несущий винт диаметром 15,24 м. Вертолёт мог нести па наружной подвеске до 3000 кг груза при взлётном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259 км/ч.
В июне 1960 года с фирмой Bell был подписан контракт на поставку семи предсерийных YUH-1D, отличавшихся от всех своих предшественников увеличенным фюзеляжем. В новом вертолёте размещались 2 пилота и 12 вооружённых пехотинцев или 6 носилок с ранеными при одном сопровождающем. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолёт оснащался двигателем T53-L-11. Прототип поднялся в воздух 16 августа 1961 года, а 9 августа 1963 года начались поставки первых серийных UH-1D в 11-ю аэромобильную дивизию. В 1964 году армейскими пилотами на этих вертолётах был установлен 21 мировой рекорд. Вертолёт производился для нужд американской армии и на экспорт в больших количествах. Немецкой фирмой Dornier было выпущено 352 вертолёта UH-1D.
В результате установки двигателя T53-L-13 на UH-1D была получена новая модификация UH-1H, выпускавшаяся с начала 1967 года по декабрь 1974 года. Все пять основных топливных баков UH-1H были протектированы, вертолет также оснащался бронекреслами пилотов. Из 979 выпущенных вертолётов 9 было продано Новой Зеландии и 9 Канаде.
Разработана и пятнадцатиместная модификация с двигателем T53-L-13A мощностью 1250 л.с. Объёмная кабина этого вертолёта могла легко трансформироваться под транспортные, спасательные или санитарные цели. Вертолёты этого типа производились по лицензии итальянской фирмой Agusta и тайваньской AIDS.
С апреля 1965 года в семье «Ирокезов» появляются двухмоторные вертолёты. Первенцем оказалась Model 208, представлявшая собой серийный UH-1D, оборудованный парой двигателей Continental XT67-T-1 суммарной мощностью 1400 л.с. Вертолёт послужил прототипом для дальнейших двухмоторных модификаций. Установкой на UH-1H в 1968 году пары двигателей Pratt & Whitney PT6T-3, названных Turbo Twin Рас суммарной мощностью 1800 л. с., была получена новая модификация Model 212. Для вооружённых сил США фирмой Bell было выпущено 145 таких вертолётов, получивших обозначение UH-1N. По заказу Канады фирма изготовила 70 CUH-1N. В Италии они выпускались под обозначением АВ 212.
Последней серийной модификацией являлась Model 214 Huey Plus, созданная па базе усиленного фюзеляжа UH-1Н и несущего винта от UH-1C диаметром 15,5 м. На вертолёте устанавливался двигатель Lycoming T53-L-702 мощностью 1900 л.с. Взлётный вес вертолёта достиг 4989 кг, а максимальная скорость составляла 305км/ч.
Отдельной ветвью развития «Ирокезов» являлся один из YUH-1B, на котором испытывались различные несущие винты и проводились эксперименты по снижению аэродинамического сопротивления. Впервые Model 533 поднялся в воздух 10 августа 1962 года. Первоначальные изменения касались совершенствования аэродинамики фюзеляжа, повышения мощности двигателя и совершенствования несущего винта. При этом, максимально достигнутая скорость в горизонтальном полёте составила 278 км/ч, а со снижением 302 км/ч. После установки двух вспомогательных турбореактивных двигателей Continental J69-T-9 по бокам фюзеляжа вертолёт развил скорость 338 км/ч. А с более мощными двигателями J69-T-9A скорость достигла 380 км/ч. Позже вспомогательные двигатели были заменены парой турбореактивных Pratt & Whitney JT12A-8 по 1498 кг тяги каждый, установленных на коротких пилонах по бокам фюзеляжа. В такой конфигурации Model 533 достиг в апреле 1969 года скорости 510 км/ч.
Стоит отметить, что вертолёты семейства UH-1 Iroquois являются одними из самых массовых в вооружённых силах многих стран мира. С момента начала серийного производства и по наши дни их было выпущено более 10 000 экземпляров.
Просмотров: 8524
|