Авиация Белозёров, Иван Павлович
22 января 2011Оглавление:
1. Белозёров, Иван Павлович
2. Награды
работал старшим диспетчером авиационного предприятия гражданской авиации, занимался общественной деятельностью
Иван Павлович Белозёров советский лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны, командир звена 6-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии Военно-воздушных сил Черноморского флота, гвардии старший лейтенант.
Герой Советского Союза, подполковник запаса.
Биография
Родился 1 сентября 1918 года в селе Малые Проходы ныне Дергачёвского района Харьковской области Украины в семье крестьянина. Русский. Член ВКП с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу и школу фабрично заводского ученичества в Харькове. Работал токарем на паровозостроительном заводе, инструктором в аэроклубе.
В 1939 году призван в ряды Красной армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Почти с первого до последнего дня героической обороны Севастополя лётчик-истребитель И. П. Белозёров защищал небо легендарного города. Плечом к плечу сражались здесь моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы. Они помогали друг другу в трудную минуту, стараясь хотя бы часть тяжести переложить на свои плечи.
Тактика многих немецких пилотов не отличалась новизной: они подкарауливали возвращающиеся с боевого задания наши самолёты и старались сбить их при заходе на посадку боезапас кончился, истребитель беззащитен. Вот тут-то и приходили на помощь своим крылатым друзьям зенитчики. С завидным мастерством они отгоняли противника от наших садящихся самолётов. Не оставались в долгу и авиаторы. Немало немецких машин нашли свою могилу в море недалеко от места базирования плавучей батареи.
Командир звена И. П. Белозёров и его боевые друзья часто вылетали на поиски врага, бесстрашно встречались лицом к лицу с немецкими асами, почти всегда выходя победителями из жарких воздушных боёв. Днём и ночью, при любой погоде поднимались в небо они, скромные труженики войны, мастера своего дела, изучая расположение коммуникаций, выявляя скрытые хитроумной маскировкой живую силу и технику врага. Часто сами наводили на обнаруженные цели ударные авиагруппы.
Много летал И. П. Белозёров на разведку и всегда находил наиболее разумное решение при определении маршрута полёта, направления выхода на объект противника. Такая предусмотрительность помогала ему добывать ценные разведывательные сведения о противнике и избегать встреч с истребителями врага.
Однажды И. П. Белозёров возвращался с очередного боевого задания. Ему удалось обнаружить скопление немецких войск. Об этом срочно следовало не только доложить, а указать точные подходы к цели, наиболее вероятные пункты поражения.
Над линией фронта его самолёт подвергся атаке двух немецких истребителей. Противник пытался расправиться с одиноким советским разведчиком. И. П. Белозёров сделал попытку оторваться от них, но это ему не удалось. Тогда он отважно вступил в неравный бой. Видя, что один из «Мессеров» заходит ему в хвост, И. П. Белозёров быстро изменил направление полёта своей машины и ударил по проскочившему вперёд Ме-109 из пулемётов. «Мессер» качнулся, сорвался в штопор, из которого так и не вышел. Вскоре внизу вырос столб огня и дыма. Напарник погибшего пилота не стал испытывать судьбу и поспешил выйти из боя.
Летать становилось всё труднее. Сравнительно недалеко немцы установили тяжёлую артиллерию и периодически обстреливали аэродром. Особенно усердствовали они во время взлёта истребителей. А установить этот момент было не трудно. Стоило только на одном самолёте запустить двигатель, как над аэродромом поднимались огромные клубы красноватой херсонесской пыли.
Перехитрить врага помогли наземные специалисты. Они привязывали к автомашинам большие охапки веток и на предельной скорости мчались по взлётной полосе. И почти в ту же секунду начинали рваться тяжёлые снаряды. Отстреляв положенное время, немецкая батарея замолкала. Воспользовавшись этим, истребители прямо из капониров шли на взлёт, чтобы выполнить очередное боевое задание.
В воздушных боях над Севастополем в дни его обороны И. П. Белозёров сбил, как он шутил, пять с половиной немецких самолётов: пять уничтожил лично и один в паре со своим ведомым.
В те дни, лейтенант И. П. Белозёров командовал разведывательным звеном. На истребителя устанавливались импровизированные самодельные фотоаппараты. Хитрый механизм соединял аппарат с кнопкой. Лётчик нажимал её, производился снимок и автоматическая перемотка плёнки. На таком самолёте, И. П. Белозёрову приходилось неоднократно летать на воздушную разведку. Такие задания поручалось самым смелым и подготовленным пилотам. Лететь приходилось вдоль линии фронта, а зениток у врага в то время хватало с избытком.
Однажды на Херсонес пришла группа крымских партизан. Они рассказали о сложной обстановке и попросили оказать помощь. Было принято решение установить с ними связь, забросить в лес опытного радиста. Но кто и на чём должен лететь в этот труднодоступный район? Выбор пал на И. П. Белозёрова и Ф. Ф. Герасимова.
До мельчайших подробностей был разработан план операции, продумана каждая деталь. Лейтенант Ф. Ф. Герасимов на По-2 доставляет радиста, а И. П. Белозёров на истребителе прикрывает его самолёт. В районе Балаклавы плотная стена огня. Немецкие зенитки пытаются уничтожить наши самолёты, но это им не удаётся. Задание выполнено отлично! Правда, самолёт Ф. Ф. Герасимова при посадке получил повреждение и лётчику пришлось пробираться в Севастополь партизанскими тропами.
Однажды под Севастополем И. П. Белозёров сопровождал группу бомбардировщиков, которые действовали в открытом море, уничтожая транспорты противника, бегущего из Крыма. Большая группа немецких истребителей атаковала наши самолёты. Выполнение важного задания находилось под угрозой. Тогда И. П. Белозёров вступил в бой. В первой же атаке его самолёт попал под пулемётную очередь неприятеля. Лётчик был ранен, но продолжал драться. Сбил два вражеских самолёта и вышел из боя только тогда, когда убедился, что угроза для бомбардировщиков миновала.
К апрелю 1944 года командир звена 6-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант И. П. Белозёров совершил 300 боевых вылетов, в 34 воздушных боях сбил 8 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Крыма, гвардии старшему лейтенанту Белозёрову Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы Военно-воздушных сил Военно-морского флота. С 1964 года подполковник И. П. Белозёров в запасе. Работал старшим диспетчером авиационного предприятия гражданской авиации. В 1988 году вышел на пенсию.
Жил в городе Симферополь. Являясь членом Железнодорожного совета ветеранов, занимался большой общественной деятельностью среди военнослужащих в отставке и членов их семей, вносил большой вклад в укрепление и единение организаций ветеранов Крыма. За добросовестный труд был награждён в 1999 и 2005 годах Почётными грамотами Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым. Умер 14 февраля 2006 года.
Просмотров: 1908
|