Авиация Бэр, Гейнц
22 января 2011Хайнц Бэр «Притцль» «Pritzl» Bär; 21 марта 1913 28 апреля 1957, Брауншвейг) немецкий лётчик-ас, Второй мировой войны, в течение которой он совершил около 1000 боевых вылетов, одержав 220 побед в воздухе, из них 96 на Восточном фронте, а также 21 над B-17 и B-24. Был сбит 18 раз, четырежды Бэр выпрыгивал на парашюте, а в остальных случаях совершал вынужденную посадку. К концу войны, летал на модифицириванной версии реактивного истребителя Messerschmitt Me.262, одержав на нём 16 побед и став таким образом лучшим дневным асом реактивной истребительной авиации времен Второй мировой войны. Погиб 29 апреля 1957 года в авиакатастрофе. Награждён Рыцарским Крестом с дубовыми листьями и мечами.
Биография
Родился 21 марта 1913 года в Зоммерфельде неподалеку от Лейпцига в семье крестьян. С детства Бэр увлекался различной техникой, в особенности авиацией. В 1928 году в свои 15 лет начал летать на планере.
1 апреля 1935 года в Германии объявлено о создании люфтваффе и Бэр сначала вступает добровольцем в вермахт, а затем, в 1937 году в люфтваффе. Бэр надеялся, что люфтваффе будет неким этапом или ступенькой для карьеры гражданского летчика. Но Бэр стал военным летчиком.
В сентябре 1938 года Бэр включен в состав 1./JG135 в качестве пилота транспортного Ju-52, а в начале 1939 года прошёл курс летчика-истребителя и был направлен в JG 51, где начал войну скромным унтер-офицером в составе одной из эскадрилий. Счет своих воздушных побед он открыл 25 сентября 1939 года над германско-французской границе, отправив к земле французский самолет Кертисс «Хаук» 75А из GC1/4.
Через день, 27 сентября 1939 года Бэр представлен к Железному кресту 2-го класса.
Железный крест 1-го класса Бэр получил 6 июля 1940 года.
К концу Французской кампании он сбил ещё три вражеских машины. Бэр едва не погиб в ходе Битвы за Англию. Агрессивный боец по натуре, он на собственном опыте убедился в опасности воздушной карусели со «Спитфайрами» и «Харрикейнами». Несколько раз противник заставлял Бэра сажать свой поврежденный Мессершмитт Bf 109E на «брюхо». Прежде ему всегда удавалось производить вынужденную посадку на суше, однако 2 сентября, возвращаясь на аэродром после очередных боевых повреждений, истребитель Бэра был внезапно обстрелян подкравшимся сзади «Спитфайром» и рухнул в воды Ла-Манша.
Говорят, что Герман Геринг лично наблюдал за этой мало впечатляющей картиной. Он приказал доставить к себе ещё мокрого пилота и грозно спросил у него, о чём тот думал, попав в воду. «О вашей речи, господин рейхсмаршал, ляпнул, не подумав, Бэр, о том, что Англия уже больше не остров!» Несмотря на эту дерзость, Бэр отделался мягким наказанием, а к концу 1940 года он был уже лидером по количеству побед среди летчиков унтер-офицеров. Четыре последующие победы над Ла-Маншем увеличили его послужной список до 17 сбитых самолетов, а затем JG 51 была переброшена на Восток для участия в операции «Барбаросса», На Восточном фронте Бэр начал быстро увеличивать счет сбитым машинам.
2 июля 1941 года, за 27 одержанных побед, ас получил Рыцарский крест и одновременно был произведен в лейтенанты.
5 июля 1941 года сбивает один МиГ-3 и два ДБ-3, а на следующий день два Ил-2 из 4 шап.
19 июля 1941 года Бэр получает должность командира 12./JG 51.
14 августа 1941 года уже обер-лейтенант Бэр получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. К тому времени на его боевом счету числилось 60 самолетов противника.
30 августа 1941 года Бэр сбил сразу шесть советских машин.
Мечи к Рыцарскому кресту Бэр получил 16 февраля 1942 года.
11 мая этого же года Бэр назначен командиром I./JG 77, его группа участвовала в боях над Таманью.
19 мая Бэр пересек 100-й рубеж в количестве сбитых самолетов и стал девятым по счету пилотом люфтваффе преодолевшим этот барьер.
В течение всего 1941 года Бэр сбил 96 советских самолетов, успев побывать некоторое время в госпитале, куда попал с травмой спины. Далее, уже в качестве командира группы I/JG 77, Хайнц Бэр воевал в небе над Сицилией и Мальтой, а потом и в Северной Африке. После падения Туниса весной 1943 года он отправился лечиться от язвы желудка и малярии. К этому моменту на его счету было 158 сбитых самолетов противника.
В строй Бэр вернулся в том же году, возглавив группу II/JG 1. Участвуя в операциях по защите воздушного пространства рейха, он впервые на истребителе Фокке-Вульф FW 190 встретился в воздухе с американскими «Летающими крепостями». Одержав в этих боях 21 победу, он приобрел высокую оценку среди специалистов по «тяжеловозам». Его последними назначениями стали пост командира JG 3, в составе которой 22 апреля 1944 года Бэр добился своей 200-й победы; с января 1945 года должность руководителя летной школы по обучению полетам на реактивных истребителях в Лехфельде, где он летал на Хейнкеле Не 162; и, наконец, подразделение реактивных самолетов JV 44, которым Бэр командовал после ранения Адольфа Галланда и гибели Гюнтера Лютцова.
220 подтвержденных воздушных побед Хайнца Бэра ставят его на восьмое место в общем списке немецких экспертов. С другой стороны, он, уступая лишь Ханс-Йоахиму Марселю, сбил на Западном фронте больше вражеских самолетов, чем любой другой германский пилот. А в то время как Марсель все свои победы одержал в небе над Африкой, Бэр сбил по меньшей мере 75 английских и американских самолетов в Европе то есть на более сложном театре военных действий. 16 побед он добился, летая на реактивном Me 262, и, вплоть до 1953 года, оставался лидером среди асов реактивной авиации. Закончил войну в звании оберст-лейтенанта. Война не была для Бэра увеселительной прогулкой. Он и сам восемнадцать раз становился жертвой истребителей противника четыре раза он покидал самолет с парашютом, а в остальных случаях совершал вынужденную посадку. Семь раз его сбивали летчики «Спитфайров». Тем не менее «Притцль» Бэр пережил эту страшную войну, однако в 1957 году он погиб при крушении легкомоторного самолета.
Просмотров: 1377
|