Авиация Битва за Британию - Силы сторон

22 января 2011


Оглавление:
1. Битва за Британию
2. Предыстория
3. Силы сторон
4. Стратегия Королевских ВВС
5. Продолжение кампании
6. День битвы за Британию



Люфтваффе столкнулись с куда более способным противником, чем авиации тех стран, с которыми Германии уже довелось воевать: лётчикам Третьего Рейха противостояли многочисленные, хорошо скоординированные и прекрасно снабжаемые воздушные силы.

Истребительная авиация

Спитфайр Mk.I позднего производства из состава 19-го эскадрона королевских ВВС. Сентябрь 1940 г.

Немецким истребителям Messerschmitt Bf 109E и Bf 110C противостояли «рабочая лошадка» британских ВВС — Hurricane Mk I и менее многочисленный Spitfire Mk I. Скороподъёмность Bf 109E была выше, чем у «Харрикейна», кроме того, немецкий истребитель имел преимущество в скорости — в зависимости от высоты, оно составляло от 160 до 480 км/ч. В сентябре 1940 г на вооружение королевских ВВС в небольших количествах начала поступать более мощная модификация «Харрикейна» — Mk IIa. Её максимальная скорость достигала 550 км/ч, что было на 40 — 48 км/ч быстрее предыдущей версии этого самолёта.

Боевые качества «Спитфайра», продемонстрированные в небе над Дюнкерком, явились неприятным сюрпризом для лётчиков-истребителей люфтваффе, хотя те всё ещё полностью верили в то, что Bf 109 является лучшим истребителем в мире. Между тем, «Спитфайр», — основной противник Bf 109 в воздушных боях, — имел меньший радиус боевого разворота. Bf 109E и «Спитфайр» имели ряд преимуществ друг перед другом по различным лётным характеристикам, однако, как отмечается в книге «История «Спитфайра»»:

… различия в пилотировании и лётных качествах между «Спитфайром» и Me 109 были только второстепенными, и в бою они почти всегда преодолевались тактическими соображениями: какая из сторон заметила противника первой, имела ли она преимущество в высоте, численности машин, тактической ситуации, тактической координации, способностях пилотов, расположении по отношению к солнцу, количеству оставшегося горючего и т. д.

Bf 109 также использовался в качестве лёгкого бомбардировщика — модификации E-4/B и E-7 могли нести 250-килограммовую бомбу под фюзеляжем. В отличие от «Штуки», после сброса бомбовой нагрузки «Мессершмитт» мог на равных противостоять истребителям королевских ВВС.

Двухмоторный истребитель-бомбардировщик Messerschmitt Bf 110 люфтваффе изначально планировало использовать в воздушных боях в качестве самолёта прикрытия для групп бомбардировщиков. Однако, несмотря на то, что Bf 110 был быстрее «Харрикейна» и развивал почти ту же скорость, что и «Спитфайр», недостаточные маневренность и ускорение немецкого самолёта могли означать лишь то, что он не годится на роль истребителя для дальнего сопровождения. 13 и 15 августа было потерянно соответственно 13 и 30 самолётов — число, эквивалентное немецкой авиагруппе — это были самые большие потери среди самолётов этого типа за всю кампанию. 16 и 17 августа было потеряно ещё 8 и 15 машин соответственно. Геринг приказал применять соединения Bf 110 там, «где радиуса действия одномоторных машин было недостаточно».

Наиболее успешной ролью для Bf 110 явилась роль быстрого бомбардировщика. «Мессершмитт 110» обычно делал неглубокое пике при бомбардировке цели, поэтому потом он был способен удирать на высокой скорости. Одно подразделение, испытательная группа 210, показало, что Bf 110 мог быть использован для достижения нужного эффекта при бомбардировках маленьких, «точечных» целей.

Британский истребитель Defiant имел успех в небе над Дюнкерком из-за некоторого сходства со Харрикейном; для лётчиков истребителей люфтваффе, пытавшихся атаковать самолёт сзади, неприятным сюрпризом также явилась необычная пулемётная башенка. Однако, ко времени битвы за Британию этот одномоторный двухместный истребитель оказался безнадёжно отстающим по сравнению с другими машинами. По различным причинам, на «Дефайанте» не было установлено никакого фронтального вооружения, а тяжёлая пулемётная башенка лишь ограничивала маневренность самолёта, делая её ещё более низкой, чем у Bf 109 или Bf 110. К концу августа, после катастрофических потерь, самолёты этого типа перестали использоваться в дневном бою.

Существовала определённая критика относительно решения оставить самолёты этого типа в строю, вместо того, чтобы отправить их на слом, что позволило бы установить моторы «Мерлин» со списанных самолётов на новые истребители и пересадить пилотов «Дефайантов» на «Харрикены», освободив тем самым большое количество опытных пилотов для «Спитфайров».

Соединения истребителей

В конце 1930-х, Командование истребительной авиации не предполагало, что над Британией придется воевать против однодвигательных истребителей и готовилось к борьбе только с бомбардировщиками. В связи с этим истребительная авиация отрабатывала и неуклонно следовала тактике, состоящей из серии маневров, в результате которых огневая мощь эскадрильи концентрировалась на бомбардировщиках: при этом не предполагалось их сопровождение истребителями, поэтому пилоты истребителей RAF летели плотными группами по три самолёта. Типичный боевой порядок эскадрильи — четыре тройки, летавших плотной группой, клином острием вперед. При таком порядке только командир эскадрильи, летевший впереди, фактически имел возможность наблюдать за врагом; другие пилоты должны были сосредоточиться на сохранении дистанции. Пилотов истребителей RAF также обучали производить атаки группами, отсоединяющимися одной за другой. Командование истребительной авиации, признавая слабые стороны этой жесткой структуры в начале сражения, не было готово рисковать и менять тактику в его середине сражения, потому как большинство пилотов были новичками, часто только с минимальным фактическим налётом, и быстро переучить их было довольно проблематично, к тому же неопытным пилотам RAF было нужно уверенное командование, а это могли обеспечить только жесткие тактические структуры. Немецкие пилоты называли порядки RAF Idiotenreihen, потому что они делали эскадрильи уязвимыми к атакам.

В отличие от англичан, Люфтваффе применяла свободные пары истребителей, в которой принимал решения ведущий, а расстояния между его самолётом и самолётом ведомого составляли около 183 метров, при этом ведомый летел несколько выше и должен был всё время оставаться вместе с ведущим. В то время как ведущий занимался поиском вражеской авиации, ведомый мог прикрыть его со стороны мёртвой точки, а также должен был следить за самолётами противника в воздушном пространстве в мертвой зоне ведущего. Любой атакующий самолёт мог быть зажат между двумя Ме-109.

Такой порядок был основан на принципах, сформулированных асом Первой мировой войны Освальдом Бёльке в 1916. ВВС Финляндии в 1934 году применял подобные порядки под названием partio и parvi со схожими идеями, однако пилоты Люфтваффе во время Гражданской войны в Испании довели эту тактику до совершенства.

В порядках Люфтваффе в паре Rottenführer мог сосредоточиться на поиске и атаке самолётов противника. Этот аспект, тем не менее, вызывал недовольство у низших чинов, потому что многочисленные победы некоторых Rottenführer происходили за счёт Katschmareks. Во время Битвы за Британию пилот, который уничтожил 20 самолётов, автоматически награждался рыцарским крестом, к которому добавлялись дубовые ветви, мечи и бриллианты за каждые последующие 20 самолётов. По этому поводу шутили, что те пилоты, которые имеют хроническое желание получать эти награды, страдают от больного горла. Некоторые ведомые в порядках истребителей Luftwaffe могли расстреливать самолёты противника сверху, в то время как ведущие с трудом увеличивали свой счёт .

Две из таких пар обычно объединилось в Schwarm, где все пилоты могли наблюдать, что происходит вокруг них. Все Schwarm в Staffel летели на различных высотах, соблюдая расстояние 183 метра, что позволяло совершать дальние перелёты и допускало большую степень гибкости.. Представляя из себя форму креста, Schwarm мог быстро изменить курс.

Истребители Ме-110 использовали такой же порядок Schwarm, что и Ме-109, однако редко могли использовать его с тем же успехом. Попав под вражескую атаку, Zerstörergruppen чаще прибегали к образованию больших «защитных кругов», в которых каждый Ме-110 обеспечивал безопасность хвост самолёта впереди него. Геринг приказал переименовать их в «наступательные круги» в тщетном стремлении улучшить быстро ухудшающееся моральное состояние лётного состава. Эти тактические порядки часто успешно отражали атаки истребителей RAF, которые становились сами атакованными высоколетящими Ме-109. Это породило часто повторяемый миф, что Ме-110 эскортировали Ме-109. У Ме-110 самым успешным способом атаки был внезапный удар сверху.

Пилоты первой линии RAF были осведомлены о недостатках, свойственных их собственной тактике. Была принята компромиссная тактика, при которой один или два самолёта летели независимо выше и сзади для обеспечения большего радиуса обзора и защиты тыла; как правило, это были наименее опытные пилоты и часто они были первыми сбитыми в бою, даже не замечая, что попали в прицел. Во время боя 74 эскадрильи под командованием Адольфа Малана стала использовать видоизмененный немецкий порядок «четверо в линии сзади», который был крупным усовершенствованием старого построения клином. Построение Малана впоследствии стало общепринятым для истребительной авиации Великобритании.

Бомбардировочная авиация

Четырьмя основными бомбардировщиками Luftwaffe' были Heinkel He 111, Dornier Do 17, Junkers Ju 88 и пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 Stuka. Наиболее многочисленными из них были Heinkel He 111, обладавшие характерной формой крыла. В каждом из первых трёх типов существовалии модификации разведчиков, которые также активно применялись во время Битвы за Британию.

Несмотря на успехи Luftwaffe на ранней стадии Битвы за Британию, пикирующие бомбардировщики Stuka понесли тяжёлые потери, что было связано с их низкой скоростью и уязвимостью перед истребителями во время выхода из пикирования. В связи с этим была ограничена полезная нагрузка и выбирались по возможности более близкие цели; в конце концов Stuka практически прекратили использовать против Англии, и в 1941 они были переведены на Восточный фронт. Тем не менее, иногда они все-таки применялись, например, 13 сентября при атаке на аэродром Тангмере.

Другие три типа бомбардировщиков отличались по своим характеристикам: Heinkel 111 был самым медленным, Ju 88 был самым быстрым, а Do 17 мог нести наименьшую бомбовую нагрузку. Все три типа бомбардировщиков несли большие потери от британских истребителей, однако потери Ju 88 были непропорционально больше. Позднее все три типа использовались во время ночных бомбардировок, однако Do 17 для этих целей использовался меньше, чем He 111 и Ju 88 из-за меньшей бомбовой нагрузки.

В Королевских ВВС тремя основными типами бомбардировщиков, в основном использовавшихся в ночных операциях по таким целям как фабрики, порты и железнодорожные узлы, были Armstrong Whitworth Whitley, Handley-Page Hampden и Vickers Wellington, которые классифицировались как тяжёлые бомбардировщики, однако фактически Hampden был средним бомбардировщиком, сравнимым с He 111. Двухмоторный Bristol Blenheim и выходящий из использования одномоторный Fairey Battle были лёгкими бомбардировщиками; Blenheim был наиболее многочисленным бомбардировщиком Королевских ВВС, он использовался против кораблей, портов, аэродромов, промышленных объектов на континенте днём и ночью, в то время как Battle использовался редко.



Просмотров: 5030


<<< Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны