Авиация Boeing 737 - Семейства самолётов Boeing 737
30 июня 2011Оглавление:
1. Boeing 737
2. Семейства самолётов Boeing 737
3. Технические характеристики
4. Оборудование, системы и двигатели
5. Прочие факты
6. Катастрофы
Все самолёты Boeing 737 разделены на 3 семейства: 737 Original, 737 Classic и 737 Next Generation.
- Original: 737—100, —200
- Classic: 737—300, —400, —500
- Next Generation: 737—600, —700, —700ER, —800, —900, —900ER, BBJ, BBJ2
Подавляющее большинство самолётов Boeing 737 коммерческие самолёты семейств Classic и Next Generation.
Авиалинии обозначают самолёты следующим образом: Boeing 737—200 B732, Boeing 737—600 B736, Boeing 737—700 B73G, Boeing 737—800 B73H. Самолёты, оснащённые вертикальными законцовками, обозначаются как 737W или 739W. По большей части обозначения модификаций самолёта символизируют длину фюзеляжа, хотя обозначений всего 9, а вариантов фюзеляжа 6. Они распределяются так: 1) —100; 2) —200, —500, —600; 3) —300, —700; 4) —400; 5) —800; 6) —900.
Семейство 737 Original
Самолёты семейства 737 Original быстро потеряли свою популярность из-за топливной неэффективности, высокого уровня шума и дорогого обслуживания. Большинство самолётов 737—200 эксплуатируются авиакомпаниями развивающихся стран, в основном африканских. Вариант 737—100 не эксплуатируется вообще. Самолёты 737 Original изначально располагали кабиной для двух пилотов значительное изменение по сравнению с Boeing 727, где требуется бортинженер. Кабина, рассчитанная на двух членов экипажа, в последующем стала стандартом для пассажирских самолётов.
737—100
Боинг 737—100 является первым типом самолётов Boeing 737. Из более чем 5 тысяч построенных самолётов Boeing 737 эта модель была представлена всего тридцатью экземплярами. К 2007 году не осталось ни одного самолёта этой модели в состоянии лётной годности.
737—200
Boeing 737—200 является удлинённым специально для американского рынка вариантом 737—100. Первым заказчиком стала американская же United Airlines. Boeing 737—200С мог быть переделан из пассажирского в грузопассажирский или грузовой. 737—200QC модификация 737—200C, только позволяющая очень быстро перепрофилировать салон самолёта. Серийный выпуск начался в 1967.
737—200 в 1971 году был развит до 737—200 Advanced, который стал стандартным вариантом. Этот вариант также мог быть выполнен в модификациях —200С и —200QC. Кроме этого, существовали варианты 737—200 Executive Jet и 737—200HGW.
Семейство 737 Classic
Оригинальные 737—100 и —200 со временем становились все более устаревшими и нерентабельными и проигрывали конкурентную борьбу самолётам семейства DC-9, хотя двигатели и авионика были усовершенствованы.
В 1979 году Boeing начал исследование нового самолёта на 150 мест, взяв за основу 737—200 Advanced. В 1980 году самолёт получил обозначение 737—300. В это же время велись работы по созданию новых самолётов Boeing 757 и Boeing 767, с которыми новый 737—300 получил значительную унификацию авионики.
Boeing 737—300 унаследовал от —200 элементы планера, систему управления полётом, систему кондиционирования и т. д., но в целом это совершенно другой самолёт. —300 получил цифровую авионику, принципиально другой двигатель и новый салон. Изменения аэродинамики привели к появлению форкиля, что стало заметным отличием данной модели и последующих от «оригинальных».
737—300
Boeing 737—300 первый и базовый представитель семейства 737 Classic, удлинён на 3 метра, до 33,18 метра, по сравнению с —200. Первыми заказчиками этого самолёта стали американские авиакомпании US Airways и Southwest Airlines.
Первый полёт осуществлён 24 февраля 1984 года. Первые серийные машины были поставлены заказчикам осенью того же года.
737—400
Boeing 737—400 был удлинён на 3 метра, до 35,23 метра, по сравнению с 737—300 прежде всего по требованиям чартерных перевозчиков.
В связи с увеличением объёма салона потребовалось переработать систему кондиционирования воздуха, что стало основным отличием этого самолёта в семействе. С этими изменениями связано наличие двух пропущенных окон с каждой стороны, благодаря чему самолёты —400 легко отличить от других 737 Classic. Также самолёт оборудован дополнительными аварийными выходами на крыло и хвостовой пятой, препятствующей разрушению конструкции хвостовой части фюзеляжа в случае касания ВПП при взлёте. Эти особенности конструкции стали характерны и для последующих «длинных» 737.
Первые заказчики US Airways и Pace Airlines. Крупнейший оператор Alaska Airlines с 40 самолётами.
737—500
Boeing 737—500 является укороченным на 2 метра вариантом 737—300, до 29,79 метров, с увеличенной дальностью. С пассажировместимостью примерно как у 737—200, Boeing 737—500 стал для него адекватной заменой.
Семейство 737 Next Generation
Семейство Next Generation явилась ответом Boeing на господство Аэробус А320. На самолётах NG установлены цифровые кокпиты, полностью новые крылья и хвостовое оперение, а также усовершенствованные двигатели. Пассажирский салон самолётов этой серии разработан на основе салонов «757» и «767». Даже при разработке самолёта Boeing 777 использовался стиль салона 737NG. В целом, самолёты семейства 737 Next Generation представляют собой рестайлинговую версию самолётов семейства 737 Classic. Большинство систем схематически и функционально почти не изменились, однако агрегатов стало на треть меньше, и большая их часть была переработана. Так как все семейство проектировалось одновременно, цифры в названии самолётов упорядочены в порядке возрастания длины фюзеляжа.
737—600
Boeing 737—600 являлся первоначальной моделью всей серии наряду с 737—700 и —800. Этот самолёт заменил 737—500. Первым заказчиком стала скандинавская SAS. С тех пор самолёт не пользуется большой популярностью из-за топливной неэффективности.
Эквивалентным самолётом в семействе Airbus является А318. Боинг 717 имел такую же пассажировместимость, что и 737—600, но позже был оптимизирован для коротких маршрутов и не имел дальности —600. Производство «717» было завершено летом 2006 года, таким образом, 737—600 остался единственным 100-местным «Боингом».
Основные конкуренты 737—600 А318 и Embraer E195.
737—700/—700ER
Boeing 737—700 был разработан для замены 737—300. Эта модель также существует в варианте 737—700С, которую можно быстро перепрофилировать из пассажирского в грузовой и наоборот. Первыми покупателями самолёта стали Southwest Airlines и ВМС США. На базе 737—700 созданы следующие самолёты: BBJ Boeing Business Jet, 737—700IGW. BBJ оснащён мощными крыльями, шасси с 737—800 и дополнительными топливными баками, что существенно увеличило дальность полёта по сравнению с 737—700. Самолёт используют в основном на маршрутах между Северной Америкой и Европой. Работа над вариантом 737—700ER началась 31 января 2006 года. Заказчик All Nippon Airways. Ввод в эксплуатацию намечен на начало 2007 года. 737—700ER это модификация BBJ, предназначенная для рядовых пассажиров.
Основной конкурент 737—700 А319. У Аэробуса нет прямого конкурента 737—700ER, хотя наиболее близким к нему по характеристиком считается A319LR.
737—800
Boeing 737—800 удлинённый вариант 737—700, призванный заменить 737—400. Первый заказчик Hapag Lloyd. Представлены также бизнес-вариант BBJ2 и военный 737—800ERX.
Прямой конкурент Airbus A320.
737—900/—900ER
Для более удачной конкуренции с Аэробусами была разработана модель Boeing 737—900 самый длинный самолёт семейства. Но количество дверей не было увеличено, как того требует Федеральное управление гражданской авиации США. Поэтому пассажировместимость самолёта была существенно уменьшена не столько из-за недоработок конструкции, сколько из-за законов. После завершения производства «757» был представлен новый самолёт Boeing 737—900ER, оснащённый дополнительными баками и дверьми. Передовая конструкция крыла обеспечивает малый расход топлива на крейсерской скорости 0,78 Мах. Первые заказчики Alaska Airlines и Lion Air. На основе самолёта разработан вариант BBJ3.
Главный конкурент А321, хотя Boeing 737—900 заметно меньше.
Военные варианты
Существует несколько типов военных самолётов, которые созданы на базе гражданских Boeing 737 для специальных целей.
- Т-43 Boeing 737—200, используемый для подготовки штурманов в ВВС США. Некоторые из этих самолётов были переоборудованы в СТ-43 для перевозки людей.
- SLAMMR самолёт морской разведки, либо транспортный самолёт, оснащённый многофункциональным бортовым радаром. 3 таких самолёта были проданы ВВС Индонезии.
- C-40 Clipper разработанная на основе 737—700С замена для C-9 Skytrain II. С-40В и С-40С используется ВВС США для перевозки высокопоставленных военных чинов.
- Project Wedgetail самолёт дальнего радиолокационного дозора на основе Боинга 737—700IGW. Примечательно, что первым заказчиком на самолёт были ВВС Австралии. Кроме того, ожидаются заказы от Турции, Южной Кореи и Италии.
- P-8 многофункциональный самолёт для авиации ВМС, разработанный на основе 737—800ERX, призванный заменить уже устаревший легендарный противолодочный самолёт времён холодной войны P-3 Orion. Ожидается не менее 100 заказов, в первую очередь от ВМС США. Возможны заказы от стран НАТО. Самолёт уникален тем, что его крылья венчают загнутые как у Boeing 767—400 внутрь законцовки крыла, а не вертикальные, как у Boeing 737—800.
Просмотров: 24114
|