Авиация Boeing B-17 Flying Fortress - История создания
27 апреля 2011Оглавление:
1. Boeing B-17 Flying Fortress
2. История создания
3. Боевое применение
4. Защита бомбардировщика
5. Тактико-технические характеристики
6. Эксплуатанты
8 Августа 1934 года Воздушный корпус Армии США объявил тендер на создание тяжелого бомбардировщика для замены самолёта Martin B-10. Требовалось перевозить «большую бомбовую нагрузку» на высоте в 3 км в течение 10 часов с максимальной скоростью хотя бы 320 км/ч. Были желательны, но не необходимы, дальность в 3200 км и скорость в 400 км/ч. Воздушный корпус искал бомбардировщик для усиления воздушных сил на Гавайях, в Панаме и Аляске. Конкурсные испытания проходили на аэродроме Райт, около Дейтона, Огайо. Боинг соревновался с Douglas DB-1 и Martin Model 146 за контракт с ВКА США.
Прототип B-17, обозначенный как Модель 299, был создан командой инженеров под руководством Гиффорда Емери и Эдвардом Уэлсом на собственные средства Боинга. Он сочетал возможности экспериментального бомбардировщика Boeing XB-15 и транспортного Boeing 247. Вооружение Б-17 состояло из авиабомб на двух стойках в бомбовом отсеке под кокпитом) и пяти 7,62 мм пулеметов. Силовая установка состояла из четырёх радиальных двигателей R-1690 «Пратт и Уитни», развивающих мощность в 750 л.с. на высоте в 2100 м.
Первый раз поднял в воздух Модель 299 28 июля 1935 года пилот-испытатель Лес Тауэр. Ричард Вильямс, репортёр Seattle Times, придумал название «Летающая Крепость», когда Модель 299 выехала из ангара, ощетинившись пулемётами. В компании Боинг очень быстро поняли ценность прозвища и зарегистрировали его как товарный знак. 20 августа прототип долетел из Сиэтла до аэродрома Райт за 9 часов и 3 минуты со средней скоростью в 378 км/ч, гораздо быстрее конкурентов.
На конкурсных испытаниях четырёхмоторный дизайн Боинга продемонстрировал превосходство над двухмоторным DB-1 и Моделью 146. Генерал ВКА США Франк Эндрюс убедился в том, что возможности у четырёхмоторного самолёта дальнего действия ощутимо выше, чем у двухмоторного ближнего. С ним соглашались и офицеры снабжения ВКА, и ещё до того, как испытания были закончены, было решено купить 65 единиц Б-17.
Разработка Модели 299 была продолжена, и 30 октября 1935 года лётчик-испытатель ВКА, майор Плоэр Питер Хилл и служащий в Боинге Лес Тауэр произвели второй оценочный полёт. Техсостав аэродрома забыл отключить стопор рулей, используемый при стоянке самолёта на аэродроме. После отрыва от взлётной полосы самолёт резко задрал нос, потерял скорость и разбился; Хилл и Тауэрс погибли. Разбившаяся Модель 299 не успела выполнить всех необходимых для завершения испытательных полётов, и хотя в ВКА все ещё были уверены в потенциале модели, представители армейского командования были шокированы высокой ценой самолёта. «Потеря была не полной, так как хвостовая часть осталась почти нетронутой и технический состав группы вооружения аэродрома Райт мог использовать в дальнейшей исследовательской работе пулемётную точку в хвосте самолёта, однако надежды Боинга на большой контракт по производству бомбардировщиков были разбиты Начштаба армии США, генерал Мэлин Крэйг, отменил заказ 67 единиц Б-17 и заказал вместо них 133 двухмоторных Дуглас B-18 Bolo..»
17 декабря 1936 ВКА, впечатленные возможностями прототипа, заказали с помощью лазейки в законе 13 прототипов Летающей Крепости, YB-17, для эксплуатационных испытаний. YB-17 включал много важных изменений по сравнению с Моделью 299, в том числе и более мощные двигатели Райт R-1820-39 Циклон, заменившие оригинальные модели «Пратт и Уитни». Основные конструктивные и аэродинамические проблемы Б-17 ещё не были решены. После воздушного инцидента в Калифорнии, раскрывшего недоработки, появилась модель Е, так называемая «толстохвостая», с местом для стрелка в хвосте, в которой были реализованы надфюзеляжный стабилизатор и инструменты для вторичной обратной связи двигателя. Стабилизатор значительно улучшил лётно-технические характеристики и прочность конструкции. По общему мнению, летать на этой модели было куда легче, чем на её соперниках B-24 и Avro Lancaster.
1 марта 1937 12 из 13 единиц YB-17 были доставлены 2й Бомбардировочной группе на аэродром Лэнгли в Виргинии и использовались для доработки самолёта. В частности, была предложена идея проверочного листа для того, чтобы избежать повторения ситуации с Моделью 299. В качестве одного из первых заданий, 3 YB-17, ведомых главным штурманом, лейтенантом Кёртисом ЛиМейем, получили приказ генерала Эндрюса на «перехват» итальянского лайнера Рэкс, находящегося в 800 морских милях от побережья Америки, и его фотографирование. Успешное выполнение миссии было широко разрекламировано. Тринадцатый YB-17 был доставлен в отделение материального обеспечения на аэродром Райт, Огайо, для дальнейших лётных испытаний.
Четырнадцатый YB-17, изначально создававшийся для наземных испытаний прочности корпуса, был улучшен и оснащён газовыми турбокомпрессорами на выхлопных газах. Этот борт должен был подняться в воздух в 1937 году, но из-за проблем с турбокомпрессорами первый раз он оторвался от земли 26 апреля 1938.. Модификации стоили Боингу более $100 000 и продолжались до весны 1939 года, но в результате увеличился практический потолок и максимальная скорость. Первый самолёт был поставлен в войска 31 января 1939 года и получил название B-17A для обозначения первого боевого варианта.
В конце 1937 ВКА заказал ещё 10 самолётов, обозначенных как B-17B, и, чуть позже, ещё 29. Были увеличены закрылки, рули и установлен плексигласовый нос. Самолёты были поставлены в войска между июлем 1939 и мартом 1940. Ими были вооружены две бомбардировочные группы, на восточном и западном побережьях США.
Перед атакой Японии на Перл-Харбор чуть менее 200 единиц B-17 состояли на вооружении армии США, но производство значительно ускорилось и B-17 стал первым действительно массово выпускаемым крупным самолётом. Самолёт участвовал в боях над всеми театрами Второй мировой войны и его производство закончилось только в мае 1945. Всего был произведен 12,731 самолёт на заводах Боинга, Дуглас и Вега.
Просмотров: 5896
|