Авиация Борозенец, Степан Николаевич
22 января 2011Оглавление:
1. Борозенец, Степан Николаевич
2. Награды
c 1978 года, полковник
Борозенец Степан Николаевич, лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник, военный лётчик 1-го класса.
Биография
Довоенная биография
Родился 20 августа 1922 года в с. Актюба Таврического района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР в семье крестьянина, русский.
После окончания средней школы с ноября 1940 года по апрель 1941 года прошёл курс обучения в Семипалатинском аэроклубе.
В апреле 1941 года был призван в Советскую Армию и направлен в военную авиационную школу пилотов.
С мая 1941 года Борозенец С.Н. - курсант Оренбургской военной авиационной школе пилотов, которую закончил в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта.
После завершения полного курса обучения был направлен в 34-й запасной авиационный полк , базировавшийся на аэродроме Дядьково севернее г. Дмитров Московской области. Полк занимался подготовкой экипажей штурмовиков Ил-2 к ведению боевых действий.
Участие в Великой Отечественной Войне
В октябре 1943 года Борозенец С.Н. был направлен в действующую армию на 1-й Белорусский фронт, в 4-ю воздушную армию, 4-й штурмовой авиационный корпус .
Лётчик, затем командир звена 569-го штурмового авиационного Осовецкого орденов Красного Знамени и Суворова III степени полка 199-й штурмовой Слонимской авиационной дивизии .
Лейтенант Борозенец С.Н. произвел более 100 боевых вылетов на штурмовку военных объектов противника.
Его штурмовик в боях уничтожил:
- Танки — 3
- Паровозы — 6
- Вагоны — около 120
- Склады с горючим и боеприпасами — 9
- Батареи зенитной и полевой артиллерии — 36
- Автомашины — 84
В составе нештатной разведывательной авиационной эскадрильи 4-го ШАК Борозенец С.Н. на своём Ил-2 неоднократно выполнял полёты на воздушную разведку.
Участвовал в операциях по прорыву укрепленной полосы и уничтожению окруженной вражеской группировки в районе г. Бобруйска, в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, в Данцигско-Гдынской операции, в прорыве укрепленной полосы противника на западном берегу реки Одер.
В июле 1944 года в бою в районе г. Слоним штурмовик С.Н. Борозенца был подбит. Лётчик сумел посадить горящий самолёт на железнодорожную насыпь, пересекавшую лесной массив, получив при этом серьезные травмы лица и спины.
В феврале 1945 года при возвращении с боевого задания над территорией Польши эскадрилья штурмовиков была атакована группой из 52 истребителей противника. Самолёт С.Н. Борозенца был обстрелян, лётчик получил ранение, а его воздушный стрелок, рядовой Леонид Балашенко, погиб.
Окончание войны Борозенец С.Н. встретил в Германии на аэродроме Рехлин к северу-востоку от г. Берлин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, лейтенанту Борозенцу Степану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Послевоенная биография
После войны отважный лётчик-штурмовик продолжил службу в Вооружённых Силах СССР.
В сентябре 1945 года 569-й ШАП был перебазирован из Рехлина в Польшу на аэродром Бжег, где находился до конца 1945 года.
Затем личный состав полка, оставив свои самолёты, был перебазирован в Закавказский военный округ на аэродром Насосная севернее г. Баку Азербайджанской ССР.
Новая матчасть были получены в пути на авиационном заводе № 30 в г. Москве.
В апреле 1946 года 199-я ШАД была расформирована.
Борозенцу С.Н., к тому моменту командиру эскадрильи, был предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский ШАП 10-й гвардейской ШАД , базировавшийся на аэродроме Кутаиси Грузинской ССР и летавший на самолётах Ил-10.
Занимал должности командира звена, зам. командира эскадрильи, командира эскадрильи.
В 1948 году Борозенец С.Н. окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки лётчиков.
В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956 года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина .
В период учёбы летал на самолёте МиГ-15.
После окончания академии Борозенец С.Н. был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк 32-й бомбардировочной авиационной дивизии Прикарпатского военного округа , базировавшийся на аэродроме Черляны юго-западнее г. Львов Украинской ССР и летавший на самолётах Ил-28, затем - Як-28.
Занимал должности командира эскадрильи, зам. командира полка, командира полка.
С октября 1965 года переведен на должность офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии в г. Львове.
С лета 1967 года и по декабрь 1972 года проходил службу в Южной группе Войск на территории Венгрии, в г. Будапеште в должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии.
С 1972 года по 1990 год проживал в г. Харькове Украинской ССР.
Работал старшим преподавателем кафедры тактики в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков им. С.И. Грицевца.
С марта 1978 года полковник Борозенец С.Н. – в запасе.
Работал инженером в Харьковском проектном и научно-исследовательском институте ПромСтройНИИпроект.
С 1990 года по 1995 год проживал в г. Москве.
Участник парада ветеранов в честь 50-летия Победы 9 мая 1995 года в г. Москве.
В 1995 году по состоянию здоровья переехал в г. Чикаго, США, где и проживает в настоящее время.
Имя Борозенца С.Н. носила пионерская дружина школы с. Актюба Таврического района Восточно-Казахстанской области.
В г. Москве в средней школе No. 956 с 1995 года работает музей боевой славы 569-го штурмового авиационного полка .
Просмотров: 2431
|