Авиация Бортовая система электроснабжения летательных аппаратов - Распределительные сети
23 января 2011Оглавление:
1. Бортовая система электроснабжения летательных аппаратов
2. Генераторы
3. Преобразователи тока
4. Привод постоянных оборотов
5. Выпрямительные устройства
6. Бортовые аккумуляторные батареи
7. Распределительные сети
8. Обслуживание
![](/img/573.jpg)
Бортовая электрическая сеть представляет собой сложную систему каналов передачи электроэнергии от источников к приёмникам и состоит из шин, электропроводки, распределительных устройств, коммутационной и защитной аппаратуры. Сети условно делятся на централизованные, децентрализованные и смешанные. В централизованной сети электроэнергия подводится вначале к шинам центральных распределительных устройств, а затем к периферийным распределительным устройствам - распределительным панелям, распределительным коробкам и распределительным щиткам, для питания всего бортового оборудования ЛА. В децентрализованной БЭС ЦРУ отсутствуют в принципе и распределение электроэнергии производится сразу по РК и РП потребителей. Также существует БЭС смешанного типа, имеющая признаки централизованной и децентрализованной сети. Для повышения надёжности применяется деление бортсети на, например, сеть постоянного тока левая и правая, или сеть первого, второго или третьего генераторов.
Сети могут питаться от параллельно работающих генераторов, при этом отказ одного, к примеру, генератора не приводит к обесточиванию сети. Применяется также перекрёстное питание - сеть №1 питается от генератора №1 и №3. В свою очередь, сеть №2 питается от генератора №2 и №4. Если принять, что мощности одного генератора достаточно для питания всех потребителей этой сети, тогда получается, что в случае отказа одного двигателя и, соответственно, остановки двух генераторов - это никак не отразится на электроснабжении самолётных систем.
В случае отказа генератора сеть автоматически подключится к соседней исправной сети. В случае неисправности в самой сети, например, коротком замыкании, сеть остаётся обесточенной, но часть потребителей этой сети могут быть переключены на питание от другой сети. Небольшая часть БЭС, к которой подключены потребители первой категории, питается от аккумуляторной шины напрямую в течение всего полёта. Часть оборудования подключается к шинам двойного питания, которые в нормальном режиме работают от генераторов, но в случае аварии автоматически подключаются к аккумуляторной шине. Такая сложная система коммутации сетей преследует только одну цель - максимальное повышение живучести электропитания ЛА при разнообразных отказах и повреждениях. На более современных летательных аппаратах применяется автоматический контроль параметров работы генераторов и элементов бортсети цифровыми устройствами.
На больших самолётах количество РК, РП и РУ может достигать нескольких десятков, а общая длина проводки - сотен километров. При этом все без исключения потребители имеют защиту от токовых перегрузок и КЗ - автоматы защиты сети, плавкие предохранители различных типов и силы тока - от 0,5 до 900 ампер. Как правило, вся коммутационная и защитная аппаратура компактно сосредотачивается в распределительных устройствах, для удобства обслуживания и монтажа.
Просмотров: 11384
|