Авиация Бровцев, Сергей Георгиевич
22 января 2011Оглавление:
1. Бровцев, Сергей Георгиевич
2. Память
Сергей Георгиевич Бровцев Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник, русский.
Биография
Родился 18 сентября 1920 года в д. Пестово. С 1923 жил в посёлке Спирово. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и устроился работать слесарем-ремонтником на текстильную фабрику. В 1937 году окончил Вышневолоцкий аэроклуб, где впоследствии был лётчиком-инструктором.
В армии с апреля 1938. В 1939 окончил Одесскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
Член КПСС с 1943.
Участник советско-японской войны 1945 в должности командира авиаэскадрильи 534-го истребительного авиационного полка.
В 1946 поступил Военно-воздушную академию в Монино.
С января 1947 на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС.
Поднял в небо и провёл испытания Як-24. Провёл госиспытания вертолётов Як-100, Як-100У, Ми-6. Провёл испытания противоштопорных ракет на Як-9, Ла-11, МиГ-15; испытания по сбросу фонаря на Ла-15; испытания Ми-4 на авторотации, противообледенительной системы на Ан-8, Ми-6 в сложных метеоусловиях.
Участвовал в испытаниях Ми-1, Ми-1У, Ка-15, L-60 и других самолётов и вертолётов.
В 1959 установил мировой авиационный рекорд высоты и грузоподъемности на вертолёте Ми-6.
Погиб 16 июля 1964 года в испытательном полёте на винтокрыле Ка-22.
По «Программе совместных испытаний винтокрыла» от 12.01.62 г. оставалось выполнить последний пункт:
"Качественная оценка машины экипажами ВВС и ГВФ так называемый «облет». Первым винтокрыл должен был облетать Герой Советского Союза полковник С. Г. Бровцев. Сначала он слетал на правом сидении вместе с Ю. А. Гарнаевым. В экипаж входили ведущий инженер Владимир С.Дордан, бортмеханик Андрей Бахров и экспериментатор Александр Ф. Рогов. Они взлетели около 7 часов утра и, сделав короткий полет над аэродромом, сели. Замечаний у экипажа не было, и в половине восьмого винтокрыл взлетел снова.
На этот раз первым пилотом был Бровцев, а Гарнаев находился на правом сидении. Два задних места в кабине пилотов занимали Бахров и Дордан, в фюзеляже находился Рогов…
Взлет «по самолетному», спокойный полет на высоте 1000 метров в продолжении 15 минут. Скорость до 310 км/час.
При планировании и уменьшении скорости до 220—230 км/час внезапно начался самопроизвольный правый разворот, который не удалось парировать левой педалью и штурвалом. Машина развернулась почти на 180°, когда Гарнаев вмешался в управление и, думая, что разворот является следствием разношагицы тянущих винтов, разгрузил их, резко увеличив углы общего шага несущих винтов на 7-8°. Винтокрыл замедлил правый разворот, перевалился на нос и начал круто пикировать. Потеряв 300—400 м высоты, машина уменьшила угол пикирования до 10-12°, но в это время бортмеханик сбросил створку фонаря, она попала в лопасть правого винта, которая обломилась, и несбалансированные центробежные силы оторвали всю правую мотогондолу. Гарнаев дал команду экипажу покинуть винтокрыл. Три парашюта повисли в воздухе, но Бровцев, стремясь отвести Ка-22 от железной дороги, по которой шла электричка, опоздал с прыжком. Винтокрыл упал недалеко от железнодорожного полотна. Пассажиры электропоезда не пострадали.
Бровцев и сотрудник КБ Рогов погибли.
Комиссия не смогла установить причину катастрофы. И во время ее работы, и позже, и даже теперь существуют разные версии ужасного происшествия. Можно только воспользоваться рекомендациями аварийной комиссии, на основании которых был составлен перечень работ. Прежде всего необходимо было разработать новую схему управления шагом тянущих винтов с жесткой проводкой и новые тянущие винты с жесткой системой управления шагом. Скорее всего, наибольшее подозрение вызывала система тянущих винтов, которая была устроена так, что в случае самопроизвольного уменьшения шага одного винта регулятор оборотов, стремясь сохранить режим работы двигателей, увеличивал шаг другому
тянущему винту. Однако в перечне записаны и другие мероприятия: исследование аэродинамических особенностей винтокрыла
в ЦАГИ, проектирование усиленной подвески руля поворота и мотогондолы с улучшенными частотными и прочностными характеристиками. Было намечено проведение динамических испытаний рукавов втулки и усиленных подкосов моторамы.
В перечне оказалась записана разработка лопасти типа А-6. Это не было следствием катастрофы скорее, являлось
свидетельством серьезных надежд на продолжение работ по созданию винтокрыла.
Однако «точка» в судьбе Ка-22 уже была поставлена. Предпочтение отдали тяжелому вертолету Ми-6, который с конца 1959 г.
запущен в серийное производство, в 1963 г. принят на вооружение, а в 1964 г. начинается его продажа за рубеж.
Бровцев жил на станции Чкаловская Московской области. Там же и похоронен.
Просмотров: 1768
|