Авиация Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков

23 января 2011


Оглавление:
1. Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков
2. Известные выпускники



Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского Комсомола — лётное училище, производившее подготовку лётчиков для истребительной авиации ВВС СССР. Расформировано в 1995 году.

Аэродромы училища

Лётная подготовка проводилась в учебных авиационных полках училища на аэродромах расположенных в населённых пунктах: Чернигов, Городня, Добрянка, Конотоп, Малейки, Свесса,, Климово, Умань, Ивангород.

Матчасть училища

В разные годы в училище производилась подготовка летчиков-истребителей на следующих типах самолетов: У-2, И-15бис, И-16, Як-1, Як-7Б, Як-11, Як-18, Л-29, МиГ-15, МиГ-17, Л-39, МиГ-21, МиГ-23.

История училища

Основание

По приказу наркома обороны от 6 ноября 1940 года началось формирование Черниговской военной авиационной школы пилотов. Начальником школы был назначен полковник Курдубов.

1 января 1941 года школа была полностью укомплектована постоянным составом.

Великая Отечественная война

С самого начала войны авиашкола приняла участие в боевых действиях. Из личного состава школы в начальный период Великой Отечественной войны было сформировано и отправлено в действующую армию 3 авиаполка и 3 отдельных авиаэскадрильи на самолетах И-15бис, И-16, У-2, всего 1285 человек.

В июле 1941 года ЧВАШП была эвакуирована в город Зерноград Ростовской области и объединилась там с Фастовской авиашколой, получив название Зерноградской. Приказом Наркома Обороны от 21 октября 1941 года ей было возвращено прежнее название: Черниговская военная авиационная школа пилотов. В конце ноября 1941 года Черниговская военная авиашкола была вместе с семьями офицеров эвакуирована в Туркмению в городах Кызыл-Арват и Казанджик. Самолёты У-2, УТ-2, И-16, УТИ-4 были направлены по марш­руту Зерноград—Сальск—Будённовск—Грозный—Махачкала, остальное имущество, а также личный состав были перевезены эшелонами в Махачалу, где автомашины, имущество и личный состав были на паромах через Каспийское море переправлены в Красноводск и затем железной дорогой доставлены в Кызыл-Арват. Часть личного со­става и семей военнослужащих были отправлены железной дорогой по маршруту Зерноград—Ста­линград—Уральск—Актюбинск—Аральск—Кзыл Орда—Чимкент—Ташкент—Самарканд—Бухара—Мары—Ашхабад—Кызыл-Арват. Штаб ЧВАШП, 1 и 3 авиаэскадрильи были расположены в Кызыл-Арвате на двух аэродромах, а 2, 4 и 5 авиаэскадрильи в населённых пунктах Казанджик, Егер-Бугаз и Кара-Бугаз соответственно.

С февраля 1942 года начался новый этап в учебно-боевой подготовке. Курсантов начали учить на новейших самолетах Як-1 и Як-7б. Полеты проводились в очень сложных условиях: температура летом достигала 50°С и выше, поэтому полеты начинались с восходом солнца, прекращались в 11-12 часов и возобновлялись в 17 часов. В таких условиях школа готовила летные кадры до марта 1944 года. С продвижением наших войск на запад, в марте 1944 ЧВАШП перебазировалась на Кубань. За годы войны в ЧВАШП было подготовлено 2230 лётчиков-истребителей. 14 выпускников удостоены звания Героя Советского Союза.

Послевоенное время

В сентябре 1945 года авиашкола была преобразована в Черниговское военное авиационное училище. В июле 1946 года училище было расформировано. Решением правительства было создано несколько новых военных учебных заведений, в том числе и 57-е военное авиационное училище летчиков ВВС. Местом дислокации были определены города Чернигов и Городня. Начало формирования училища положила директива ГШ СА от 15 февраля 1951 года. 2 сентября 1951 года 507 курсантов первого набора приступили к изучению теоретических дисциплин. Училище возглавил дважды Герой Советского Союза полковник Михаил Васильевич Кузнецов.

16 марта 1952 года в училище был выполнен первый полёт на самолете МиГ-15. Пилотировали самолет подполковник Л. Е. Сопельниченко и полковник М. В. Кузнецов. А уже в 1953 году состоялся первый выпуск летчиков на МиГ-15. В 1957 году начальником училища стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Николай Федорович Кузнецов, впоследствии первый начальник отряда подготовки космонавтов. Один выпуск следовал за другим. С 1953 года по 1959 год, работая по программе среднего, училище произвело десять выпусков и дало стране тысячи высококвалифицированных летчиков-истребителей.

С 1 октября 1959 года, в соответствии с приказом Министра обороны СССР от 23 мая 1959 года и директивы Главного штаба ВВС от 20 июля 1959 года, училище преобразовывается в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков с четырехгодичным сроком обучения. Первый выпуск летчиков-инженеров ЧВВАУЛ состоялся в 1963 году. В этом же году училищу была поставлена задача освоить реактивный самолет чехословацкого производства Л-29 и одновременно с этим начать переучивание на самолет МиГ-21. В октябре 1968 года Черниговскому училищу было присвоено имя Ленинского комсомола.

В 1973 году летный и курсантский состав приступил к переучиванию на новый учебный самолет Л-39. Училище первым приступило к полётам на самолетах Л-29, первым и на Л-39. В ЧВВАУЛ впервые ВВС приступили к обучению курсантов на самолетах МиГ-23 в 1977 году.

Брежневские времена были годами расцвета ВВС и ЧВВАУЛ в частности, училище подготовило тысячи летчиков-инженеров для истребительной авиации.

В 1988 году обучение на самолете МиГ-23 было прекращено, а в 1990 году был произведён последний выпуск на МиГ-21, и училище перешло на принципиально новую систему летной подготовки. Раньше курсант за 3-4 летных курса осваивал 3-4 типа. Подготовка по сложным видам проводилась уже в боевых полках. Выпуски 1991-92 годов обучались только на самолетах Л-39, но по довольно сложным программам нового КУЛП УС ИА-90. Курсанты выполняли самостоятельные полеты на высший пилотаж парой, боевое маневрирование парой, пилотаж на малых высотах, на стрельбу НАР по наземным целям. Выпускник ЧВВАУЛ 1992 года имел допуска к самостоятельным полетам по 20 видам подготовки днем и ночью.

По инерции, последний Советский выпуск 1991 года еще прошел по старому — выпускники разъехались по Союзу, в боевые полки и центры переучивания. Выпуск 1992 года ничем не отличался от предыдущих, но выпускники разъехались уже по разным странам — бывшим республикам СССР.

Расформирование

Осенью 1995 года училище было расформировано. 30 ноября 1995 года состоялось прощание со знаменем училища. 701-й уап и 105-й уап вошли в состав так называемого ХИЛ — Харьковского Института Лётчиков. Там до недавнего времени шло вяленькое летное обучение на Л-39 и вертолетах. В конце 90-х выпускники ХИЛа имели налет и уровень подготовки меньший, чем средний курсант ЧВВАУЛ получал за один летный семестр. В 2001 году ХИЛ выпускает лейтенантов «лётчиков» без налета вообще и отправляет в запас.

В сентябре 2004 года, прекратило существование последнее авиационное подразделение оставшееся от Черниговского ВВАУЛ — 201-я Авиационная База дислоцированная в г. Чернигов. Территория училища передается городским властям и застраивается. Большинство построек самого училища заброшены. Исключение составляют только «старое УЛО», в котором разместился экономический институт. Курсантская столовая, бывшая казарма 2-го батальона и «новое УЛО» продолжает частично функционировать благодаря работе авиационного лицея.



Просмотров: 6380


<<< Рижский краснознамённый институт инженеров гражданской авиации