Авиация Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков
23 января 2011Оглавление:
1. Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков
2. Известные выпускники
Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского Комсомола лётное училище, производившее подготовку лётчиков для истребительной авиации ВВС СССР. Расформировано в 1995 году.
Аэродромы училища
Лётная подготовка проводилась в учебных авиационных полках училища на аэродромах расположенных в населённых пунктах: Чернигов, Городня, Добрянка, Конотоп, Малейки, Свесса,, Климово, Умань, Ивангород.
Матчасть училища
В разные годы в училище производилась подготовка летчиков-истребителей на следующих типах самолетов: У-2, И-15бис, И-16, Як-1, Як-7Б, Як-11, Як-18, Л-29, МиГ-15, МиГ-17, Л-39, МиГ-21, МиГ-23.
История училища
Основание
По приказу наркома обороны от 6 ноября 1940 года началось формирование Черниговской военной авиационной школы пилотов. Начальником школы был назначен полковник Курдубов.
1 января 1941 года школа была полностью укомплектована постоянным составом.
Великая Отечественная война
С самого начала войны авиашкола приняла участие в боевых действиях. Из личного состава школы в начальный период Великой Отечественной войны было сформировано и отправлено в действующую армию 3 авиаполка и 3 отдельных авиаэскадрильи на самолетах И-15бис, И-16, У-2, всего 1285 человек.
В июле 1941 года ЧВАШП была эвакуирована в город Зерноград Ростовской области и объединилась там с Фастовской авиашколой, получив название Зерноградской. Приказом Наркома Обороны от 21 октября 1941 года ей было возвращено прежнее название: Черниговская военная авиационная школа пилотов. В конце ноября 1941 года Черниговская военная авиашкола была вместе с семьями офицеров эвакуирована в Туркмению в городах Кызыл-Арват и Казанджик. Самолёты У-2, УТ-2, И-16, УТИ-4 были направлены по маршруту Зерноград—Сальск—Будённовск—Грозный—Махачкала, остальное имущество, а также личный состав были перевезены эшелонами в Махачалу, где автомашины, имущество и личный состав были на паромах через Каспийское море переправлены в Красноводск и затем железной дорогой доставлены в Кызыл-Арват. Часть личного состава и семей военнослужащих были отправлены железной дорогой по маршруту Зерноград—Сталинград—Уральск—Актюбинск—Аральск—Кзыл Орда—Чимкент—Ташкент—Самарканд—Бухара—Мары—Ашхабад—Кызыл-Арват. Штаб ЧВАШП, 1 и 3 авиаэскадрильи были расположены в Кызыл-Арвате на двух аэродромах, а 2, 4 и 5 авиаэскадрильи в населённых пунктах Казанджик, Егер-Бугаз и Кара-Бугаз соответственно.
С февраля 1942 года начался новый этап в учебно-боевой подготовке. Курсантов начали учить на новейших самолетах Як-1 и Як-7б. Полеты проводились в очень сложных условиях: температура летом достигала 50°С и выше, поэтому полеты начинались с восходом солнца, прекращались в 11-12 часов и возобновлялись в 17 часов. В таких условиях школа готовила летные кадры до марта 1944 года. С продвижением наших войск на запад, в марте 1944 ЧВАШП перебазировалась на Кубань. За годы войны в ЧВАШП было подготовлено 2230 лётчиков-истребителей. 14 выпускников удостоены звания Героя Советского Союза.
Послевоенное время
В сентябре 1945 года авиашкола была преобразована в Черниговское военное авиационное училище. В июле 1946 года училище было расформировано. Решением правительства было создано несколько новых военных учебных заведений, в том числе и 57-е военное авиационное училище летчиков ВВС. Местом дислокации были определены города Чернигов и Городня. Начало формирования училища положила директива ГШ СА от 15 февраля 1951 года. 2 сентября 1951 года 507 курсантов первого набора приступили к изучению теоретических дисциплин. Училище возглавил дважды Герой Советского Союза полковник Михаил Васильевич Кузнецов.
16 марта 1952 года в училище был выполнен первый полёт на самолете МиГ-15. Пилотировали самолет подполковник Л. Е. Сопельниченко и полковник М. В. Кузнецов. А уже в 1953 году состоялся первый выпуск летчиков на МиГ-15. В 1957 году начальником училища стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Николай Федорович Кузнецов, впоследствии первый начальник отряда подготовки космонавтов. Один выпуск следовал за другим. С 1953 года по 1959 год, работая по программе среднего, училище произвело десять выпусков и дало стране тысячи высококвалифицированных летчиков-истребителей.
С 1 октября 1959 года, в соответствии с приказом Министра обороны СССР от 23 мая 1959 года и директивы Главного штаба ВВС от 20 июля 1959 года, училище преобразовывается в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков с четырехгодичным сроком обучения. Первый выпуск летчиков-инженеров ЧВВАУЛ состоялся в 1963 году. В этом же году училищу была поставлена задача освоить реактивный самолет чехословацкого производства Л-29 и одновременно с этим начать переучивание на самолет МиГ-21. В октябре 1968 года Черниговскому училищу было присвоено имя Ленинского комсомола.
В 1973 году летный и курсантский состав приступил к переучиванию на новый учебный самолет Л-39. Училище первым приступило к полётам на самолетах Л-29, первым и на Л-39. В ЧВВАУЛ впервые ВВС приступили к обучению курсантов на самолетах МиГ-23 в 1977 году.
Брежневские времена были годами расцвета ВВС и ЧВВАУЛ в частности, училище подготовило тысячи летчиков-инженеров для истребительной авиации.
В 1988 году обучение на самолете МиГ-23 было прекращено, а в 1990 году был произведён последний выпуск на МиГ-21, и училище перешло на принципиально новую систему летной подготовки. Раньше курсант за 3-4 летных курса осваивал 3-4 типа. Подготовка по сложным видам проводилась уже в боевых полках. Выпуски 1991-92 годов обучались только на самолетах Л-39, но по довольно сложным программам нового КУЛП УС ИА-90. Курсанты выполняли самостоятельные полеты на высший пилотаж парой, боевое маневрирование парой, пилотаж на малых высотах, на стрельбу НАР по наземным целям. Выпускник ЧВВАУЛ 1992 года имел допуска к самостоятельным полетам по 20 видам подготовки днем и ночью.
По инерции, последний Советский выпуск 1991 года еще прошел по старому выпускники разъехались по Союзу, в боевые полки и центры переучивания. Выпуск 1992 года ничем не отличался от предыдущих, но выпускники разъехались уже по разным странам бывшим республикам СССР.
Расформирование
Осенью 1995 года училище было расформировано. 30 ноября 1995 года состоялось прощание со знаменем училища. 701-й уап и 105-й уап вошли в состав так называемого ХИЛ Харьковского Института Лётчиков. Там до недавнего времени шло вяленькое летное обучение на Л-39 и вертолетах. В конце 90-х выпускники ХИЛа имели налет и уровень подготовки меньший, чем средний курсант ЧВВАУЛ получал за один летный семестр. В 2001 году ХИЛ выпускает лейтенантов «лётчиков» без налета вообще и отправляет в запас.
В сентябре 2004 года, прекратило существование последнее авиационное подразделение оставшееся от Черниговского ВВАУЛ 201-я Авиационная База дислоцированная в г. Чернигов. Территория училища передается городским властям и застраивается. Большинство построек самого училища заброшены. Исключение составляют только «старое УЛО», в котором разместился экономический институт. Курсантская столовая, бывшая казарма 2-го батальона и «новое УЛО» продолжает частично функционировать благодаря работе авиационного лицея.
Просмотров: 6380
|