Авиация Чистяков, Виктор Иванович - Творчество

22 января 2011


Оглавление:
1. Чистяков, Виктор Иванович
2. Творчество
3. Объекты пародий
4. Наследие



  • «Концерт по заявкам» — пародия на Л. Утесова, Л. Зыкину, П. Бюль-Бюль оглы, И. Козловского, Э. Пьеху, М. Магомаева и других популярных исполнителей.
  • «Голубые города» — пародии на популярную песню.
  • «К юбилею „Ленфильма“» — пародии на Эдиту Пьеху и Людмилу Зыкину.

Тексты пародий ему писали в разное время актёр Станислав Ландграф, поэты Илья Резник и Юрий Энтин. Вот что вспоминал об этом Юрий Энтин:

«В ту первую встречу сели за стол, разговаривали так, будто мы сто лет знакомы, а потом где-то часов в двенадцать он сообщил, что назавтра утром назначена репетиция концерта, а вечером уже сам концерт, и нам с ним нужно сделать шесть пародий. Я растерялся: „Обожди, ну, допустим, я напишу, но как же ты все это выучишь?!“ Он ответил: „Ничего учить не придется! Будет такой ход: как будто пришла телеграмма от Козловского, затем — еще от кого-то“. И вот всю ночь, до пяти-шести утра, я писал эти пародии, потом мы с ним поехали на утреннюю репетицию, потому что я еще не все дописал и нужно было придумывать на месте, кроме того, аккомпаниатор должен был проверить — насколько мои слова хорошо звучат, ложатся на музыку, и дальше, к моему огромному удивлению, Виктор выходил на сцену уверенный в себе, абсолютный победитель, и, совершенно не ошибаясь, пел. Действительно, он заглядывал в текст, но делал это немыслимо органично, как будто читал телеграммы от звезд эстрады, у зрителей и мысли не возникало, что десять минут назад я последние слова дописывал».

Уникальность Чистякова заключалась в его непревзойдённой способности подражать женским голосам. Это недоступно практически ни одному ныне концертирующему пародисту — В. Винокуру, М. Галкину и т. д. Обладая голосом теноровой природы и редкостным музыкальным слухом, Чистяков блестяще копировал певцов-теноров И. Козловского, Н. Сличенко, Бюль-Бюль оглы, однако с успехом воспроизводил и баритоновые голоса Э. Хиля, В. Трошина. Чистяков не учился пению профессионально, однако он пел как мастера бельканто И. Козловский и С. Лемешев. Такой огромный музыкальный дар сочетался с тончайшей актёрской чуткостью и наблюдательностью, с помощью которой Чистяков проникал в самую сущность пародируемого артиста, воспроизводил все нюансы и особенности пародируемого. В результате, по мнению И. Резника, зачастую Чистяков пел лучше чем сам пародируемый, что по идее, невозможно. Большому успеху Виктора способствовала ловкость и подвижность его тела, он легко и вдохновенно танцевал и исполнял различные акробатические трюки, а также остроумные и немного ехидные стихи И. Резника и Ю. Энтина. На два последних года жизни Чистякова приходится его огромная популярность. Достаточно было объявить «Выступает наш гость из Ленинграда…», как зал взрывался овациями. Этот же прием после его смерти использовали и другие артисты. Вот как рассказывает об этом Геннадий Хазанов:

«Достаточно сказать, что на следующий год после смерти Вити на всероссийском конкурсе появился человек, который с ним даже когда-то учился. И буквально через год сделал головокружительную карьеру… Только это все погасло мгновенно. Был такой Павел Корсаков. /…/ …я помню хорошо, как в семьдесят третьем году, когда его объявляли на концерте, то зрители встречали Корсакова бурными аплодисментами еще до объявления фамилии. Он, кстати, даже тут использовал Витин прием. Когда объявляли Чистякова, то обычно говорили: „Наш гость из Ленинграда“, — и зал понимал, что это будет Чистяков, поэтому была заранее очень бурная зрительская реакция. А Корсакова точно по этой же матрице объявляли: „Наш гость из Липецка“. Он вроде как был временно исполняющий обязанности».

Чистяков работал на телевидении, радио, в последний год жизни переехал в Москву и был принят в труппу театра на Таганке.

Личный друг Чистякова Юрий Энтин готовил Чистякову большую карьеру в мультипликации. По воспоминаниям Энтина, он практически предчувствовал несчастье, которое должно случиться с Виктором. Предчувствовал его, видимо, и сам Чистяков, о чём вспоминал Геннадий Хазанов:

«Последние дни — и это подтверждается его последней фотографией на пластинке — он на концерты приходил в черной рубашке. Носил светло-голубой костюм и черную рубашку. На этом последнем концерте в Колонном зале ведущий Борис Брунов при мне спросил: „Витя, не кажется ли вам, что это не концертная рубашка?“ А он ответил: „Борис Сергеич, ну что вы ко мне пристали, может быть, у меня траур“. Это было фактически за несколько часов до его гибели».


Как мог, Энтин пытался воспрепятствовать поездке Чистякова на юбилей Харьковского театра оперетты. Но случилось то, что случилось. Утром 18 мая Чистяков опоздал на злополучный харьковский борт, но ради любимца публики самолёт остановили на рулёжке и дали возможность Чистякову сесть. Неожиданная гибель Чистякова осталась невосполнимой утратой для эстрады. Как сказал по этому поводу Геннадий Хазанов,

«Знаете, почему у вас возникает ощущение пустоты после гибели Вити в его жанре? Не нашлось людей такой одаренности — это самое главное. А количественно было море этих людей… /…/ И по сей день есть. На Украине есть такой пародист Жигалкин, который с точки зрения голосоведения, может быть, даже не уступает Чистякову, но если Витя был стопроцентный артист, то Жигалкин — имитатор».

Фильмография

  • 1969 — Похищение — пародии на Ивана Козловского, Клавдию Шульженко, Муслима Магомаева и Ольгу Воронец.
  • 1969 — В тринадцатом часу ночи — пародия на Эдиту Пьеху, на фильм «Шербурские зонтики» и др.


Просмотров: 2681


<<< Чкалов, Валерий Павлович