Авиация Дельта-4
06 июля 2011Оглавление:
1. Дельта-4
2. Варианты ракеты-носителя
3. Стартовые площадки
4. Сборка ракеты-носителя
5. История
«Дельта IV» — четвёртое поколение ракеты-носителя Дельта компании «Боинг». Первый успешный коммерческий запуск РН со спутником Eutelsat был осуществлён в 2002 году. Дельта IV была разработана в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США. Ракета-носитель используется в пяти версиях: Медиум, Медиум+, Медиум+, Медиум+ и Хеви. Последний тяжелый вариант предназначен для большего размера и веса полезной нагрузки. Дельта IV используется в первую очередь для удовлетворения нужд американских военных по причине высокой стоимости запуска этой ракеты-носителя.
Запуски ракеты-носителя осуществляются с мыса Канаверал и базы Ванденберг, ВВС США, где они собираются в горизонтальных сборочных центрах.
Описание ракеты-носителя
Первая ступень Дельта IV состоит из одного, а в варианте Хеви из трех, унифицированных разгонных блоков, CBC), использующих один двигатель RS-68 производства фирмы Рокетдайн. В отличие от большинства двигателей РН первой ступени, которые используют твердое топливо или керосин, RS-68 сжигают жидкий водород, используя кислород в качестве окислителя.
Двигатель RS-68 первый большой ЖРД, который был разработан в США после разработки основного двигателя для космического челнока в 1970 годах. Основное назначение RS-68 было сокращение стоимости двигателя по сравнению с SSME. Давление в камере сгорания и удельный импульс, которыми в некоторой степени пришлось пожертвовать, сказались на эффективности двигателя, однако, время разработки, стоимость комплектующих, общая стоимость и количество необходимого рабочего времени были значительно сокращены по сравнению с SSME, несмотря на гораздо больший размер RS-68. Как правило, двигатель дросселируется до 102 % тяги в течение первых нескольких минут полета, затем до 58 % тяги вплоть до момента отключения. В случае варианта Хеви, двигатель центрального CBC дросселируется до уровня 58 % номинальной тяги примерно через 50 секунд после запуска, в то время как боковые CBC остаются на 102 %. Это позволяет сохранить топливо центрального CBC и использовать его дольше. После отделения боковых CBC, центральный CBC дросселируется до 102 % и затем переводится на 58 % тяги вплоть до отключения.
Двигатель RS-68 устанавливается в нижней несущей конструкции ускорителя на четырехопорную ферму, которая закрыта коническим термозащитным кожухом, выполненным из композитных материалов. Выше несущей конструкции находится водородный бак, выполненный из алюминия, который усилен изнутри сеточной облицовкой для уменьшения веса. Далее располагается композитный цилиндр, расположенный под кислородным баком, который также усилен сеточной облицовкой, сверху конструкция прикрыта головной частью. Вдоль ускорителя проходит кабельный туннель для обеспечения электропитанием и связью, а также трубопровод для транспортировки жидкого кислорода к двигателю RS-68 из бака. CBC имеет постоянный диаметр, равный 5 м.
Система наведения RIFCA фирмы Л-3 Комьюникейшнс, используемая на РН Дельта IV, схожа с системой наведения РН Дельта-2 с некоторыми отличиями в программном обеспечении, которые обусловлены отличиями двух РН. Отличительной особенностью RIFCA является лазерный гироскоп, снабженный шестью кольцами с акселерометрами, который обеспечивает более высокую степень надежности.
Верхняя ступень РН Дельта IV практически идентична РН Дельта III за тем исключением, что баки или вытянуты в 4 метровом варианте, или имеют больший диаметр в 5-ти метровом исполнении. Двигатель RL-10B-2 компании Пратт & Витни отличается выдвижным углеродным сопловым насадком для увеличения удельного импульса. В зависимости от варианта РН используются два различных переходника между первой и второй ступенью — конусообразный переходник, который сужается от пяти к четырём метрам в четырехметровом варианте, и цилиндрический переходник в пятиметровом варианте. В обоих случаях переходник выполнен из композитных материалов.
Существует множество различных обтекателей для ПН. Удлиненный обтекатель РН Дельта III используется в 4-х метровом варианте, тогда как пятиметровый обтекатель используется во втором варианте. Более длинный алюминиевый обтекатель возможен при использовании схемы РН Хеви.
РН Дельта IV пришла на рынок космических запусков в период, когда глобальные возможности по выводу ПН на околоземную орбиту были уже гораздо выше спроса. Более того, неопробованный дизайн нового РН привел к сложностям в поиске коммерческих запусков. Также стоимость запуска РН Дельта IV несколько выше чем у конкурирующих РН. В 2003 году Боинг отозвал РН c коммерческого рынка, ссылаясь на низкий спрос и большие затраты. В 2005 году Боинг заявил, что он может вернуть РН Дельта IV для коммерческого использования, однако вплоть до 2006 года по этой теме не было никаких заявлений. Все запуски, за исключением одного, были оплачены правительством США с ценами в диапазоне от 140 млн. USD до 170 млн. USD.
Сравнимые РН: Атлас V - Ариан 5 - GSLV Mk. III - Великий поход 5 - Ангара 5 - H-IIB - Протон М - Фалькон 9
Просмотров: 7185
|