Авиация Дикие ласки - Вьетнамский опыт
23 января 2011Оглавление:
1. Дикие ласки
2. Формирование
3. Вьетнамский опыт
4. Развитие после Вьетнама
Во Вьетнаме «Дикие ласки» действовали двумя способами: сопровождение ударных групп и «свободная охота». При выполнении задачи сопровождения ударной группы они первыми входили в зону ПВО противника, оставались там во время нанесения основного удара, подавляя все выявленные позиции ЗРК, и покидали район после отхода ударных самолетов. Так появился девиз «Диких ласок»: «Первыми прийти, последними уйти». Во время «свободной охоты» они действовали связками «охотник убийца»: на некотором расстоянии от одиночного F-105F следовала группа из трех-четырех F-105D или F-4. Иногда использовались группы из двух «охотников» и двух «убийц». Самолет-лидер обнаруживал позицию ЗРК противника и атаковал ее, отмечая для других, после чего ударные самолеты завершали уничтожение.
F-105F несли новейшие противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», на которые поначалу возлагались большие надежды. «Шрайк» наводилась по лучу радара противника. Она имела ряд недостатков, в частности, дальность ее пуска была меньше дальности пуска ракеты ЗРК С-75. Вьетнамские расчеты, получив первый опыт контакта с «Шрайк», стали попеременно включать и выключать несколько радаров, сбивая тем самым наводку ракеты.
Профессия «Диких ласок» считалась очень опасной, а некоторые пилоты, не служившие в этих подразделениях, считали ее самоубийственной. Как правило, обнаружение позиции ЗРК происходило только после того, как он выпускал первую ракету по «дикой ласке»; фактически самолет играл роль приманки. В таких случаях летчик направлял самолет прямо навстречу ракете, чтобы в последний момент сделать резкий вираж: С-75 обладали радиокомандной системой управления и в этот момент всё решала подготовка оператора ЗРК если ракетой управлял новичок и не успевал отдать ракете команду на подрыв, то самолёт оставался цел. Для выполнения этого манёвра требовалось немалое мужество; по воспоминаниям летчиков, ракетная атака всегда оказывала на них сильный психологический эффект, даже в случае промаха. Согласно утверждениям некоторых российских авторов, за большие размеры ракеты С-75 американские пилоты называли «летающими телеграфными столбами».
«Дикие ласки» были задействованы в налетах на объекты с самой мощной системой ПВО в Северном Вьетнаме. Когда в середине 1966 года в Таиланд прибыли одиннадцать новых F-105F, пять из них были потеряны в первые два месяца участия в боевых действиях. Северовьетнамская ПВО также несла потери в противостоянии с «Дикими ласками». Например, по данным российских военных экспертов, 28 сентября 1968 года в результате действий американской авиации был полностью уничтожен 1-й дивизион 285-го зенитно-ракетного полка вооруженных сил Северного Вьетнама. Исход боя во многом решался подготовкой личного состава как американских пилотов, так и расчёта ЗРК. Бывший военный советник во Вьетнаме А. Яковлев так вспоминал работу «Диких ласок»:
Над небольшой долиной, зажатой меж двух гор, скользил легкий F-105. Без подвесок, максимально облегченный, он был и разведчиком, и приманкой. Где-то за ним шла ударная группа. Спустя несколько десятков секунд над долиной из облаков вывалилась пара «Фантомов». И ожила засада. Первой ракетой уничтожили ведущего… Ведомый, круто развернувшись, атаковал позиции дивизиона.
…Через некоторое время на расположение ракетчиков обрушился ракетно-бомбовый удар большой группы штурмовиков. Но бомбы рвались на пустом месте дивизион был уже в пути. Здесь все решали минуты. Если после пуска ракеты установки за сорок минут не покидали район, то шансов уцелеть практически не оставалось.
Когда в апреле мае 1972 года авиация США возобновила интенсивные бомбардировки Северного Вьетнама, в боевых действиях участвовали уже третье и четвертое поколения «Диких ласок», вооруженные новыми ракетами AGM-78 «Стандарт ARM». За всю войну было потеряно 48 самолетов «Диких ласок». Два пилота из этих подразделений были удостоены высшей военной награды США Медали Почета. Кроме них, из состава ВВС США во время войны во Вьетнаме такой награды был удостоен лишь один боевой пилот.
Обобщая противоборство ЗРК и средств противодействия им следует отметить, что на каждый выведенный из строя вьетнамский зрдн было сбито 6 американских самолётов. По мнению некоторых советских/российских ветеранов Вьетнамской войны, именно тяжёлые потери от систем ПВО и неспособность подавить противовоздушную оборону вынудили правительство США пойти на подписание мирных договорённостей, которое часто называют поражением США во Вьетнамской войне. В то же время американский военный разведчик Филипп Дэвидсон высказывал мнение, что именно мощная авиационная бомбардировка стратегическими бомбардировщиками B-52 в ходе операции Linebacker II в значительной мере подтолкнула северовьетнамскую сторону на подписание мирного соглашения, на которое американская сторона была согласна ещё в октябре.
Просмотров: 3401
|