Авиация Дикие ласки - Вьетнамский опыт

23 января 2011


Оглавление:
1. Дикие ласки
2. Формирование
3. Вьетнамский опыт
4. Развитие после Вьетнама



Во Вьетнаме «Дикие ласки» действовали двумя способами: сопровождение ударных групп и «свободная охота». При выполнении задачи сопровождения ударной группы они первыми входили в зону ПВО противника, оставались там во время нанесения основного удара, подавляя все выявленные позиции ЗРК, и покидали район после отхода ударных самолетов. Так появился девиз «Диких ласок»: «Первыми прийти, последними уйти». Во время «свободной охоты» они действовали связками «охотник — убийца»: на некотором расстоянии от одиночного F-105F следовала группа из трех-четырех F-105D или F-4. Иногда использовались группы из двух «охотников» и двух «убийц». Самолет-лидер обнаруживал позицию ЗРК противника и атаковал ее, отмечая для других, после чего ударные самолеты завершали уничтожение.

Ракета AGM-45 «Шрайк»

F-105F несли новейшие противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», на которые поначалу возлагались большие надежды. «Шрайк» наводилась по лучу радара противника. Она имела ряд недостатков, в частности, дальность ее пуска была меньше дальности пуска ракеты ЗРК С-75. Вьетнамские расчеты, получив первый опыт контакта с «Шрайк», стали попеременно включать и выключать несколько радаров, сбивая тем самым наводку ракеты.

Профессия «Диких ласок» считалась очень опасной, а некоторые пилоты, не служившие в этих подразделениях, считали ее самоубийственной. Как правило, обнаружение позиции ЗРК происходило только после того, как он выпускал первую ракету по «дикой ласке»; фактически самолет играл роль приманки. В таких случаях летчик направлял самолет прямо навстречу ракете, чтобы в последний момент сделать резкий вираж: С-75 обладали радиокомандной системой управления и в этот момент всё решала подготовка оператора ЗРК — если ракетой управлял новичок и не успевал отдать ракете команду на подрыв, то самолёт оставался цел. Для выполнения этого манёвра требовалось немалое мужество; по воспоминаниям летчиков, ракетная атака всегда оказывала на них сильный психологический эффект, даже в случае промаха. Согласно утверждениям некоторых российских авторов, за большие размеры ракеты С-75 американские пилоты называли «летающими телеграфными столбами».

«Дикие ласки» были задействованы в налетах на объекты с самой мощной системой ПВО в Северном Вьетнаме. Когда в середине 1966 года в Таиланд прибыли одиннадцать новых F-105F, пять из них были потеряны в первые два месяца участия в боевых действиях. Северовьетнамская ПВО также несла потери в противостоянии с «Дикими ласками». Например, по данным российских военных экспертов, 28 сентября 1968 года в результате действий американской авиации был полностью уничтожен 1-й дивизион 285-го зенитно-ракетного полка вооруженных сил Северного Вьетнама. Исход боя во многом решался подготовкой личного состава — как американских пилотов, так и расчёта ЗРК. Бывший военный советник во Вьетнаме А. Яковлев так вспоминал работу «Диких ласок»:

Над небольшой долиной, зажатой меж двух гор, скользил легкий F-105. Без подвесок, максимально облегченный, он был и разведчиком, и приманкой. Где-то за ним шла ударная группа. Спустя несколько десятков секунд над долиной из облаков вывалилась пара «Фантомов». И — ожила засада. Первой ракетой уничтожили ведущего… Ведомый, круто развернувшись, атаковал позиции дивизиона.

…Через некоторое время на расположение ракетчиков обрушился ракетно-бомбовый удар большой группы штурмовиков. Но бомбы рвались на пустом месте — дивизион был уже в пути. Здесь все решали минуты. Если после пуска ракеты установки за сорок минут не покидали район, то шансов уцелеть практически не оставалось.

Когда в апреле — мае 1972 года авиация США возобновила интенсивные бомбардировки Северного Вьетнама, в боевых действиях участвовали уже третье и четвертое поколения «Диких ласок», вооруженные новыми ракетами AGM-78 «Стандарт ARM». За всю войну было потеряно 48 самолетов «Диких ласок». Два пилота из этих подразделений были удостоены высшей военной награды США — Медали Почета. Кроме них, из состава ВВС США во время войны во Вьетнаме такой награды был удостоен лишь один боевой пилот.

Обобщая противоборство ЗРК и средств противодействия им следует отметить, что на каждый выведенный из строя вьетнамский зрдн было сбито 6 американских самолётов. По мнению некоторых советских/российских ветеранов Вьетнамской войны, именно тяжёлые потери от систем ПВО и неспособность подавить противовоздушную оборону вынудили правительство США пойти на подписание мирных договорённостей, которое часто называют поражением США во Вьетнамской войне. В то же время американский военный разведчик Филипп Дэвидсон высказывал мнение, что именно мощная авиационная бомбардировка стратегическими бомбардировщиками B-52 в ходе операции Linebacker II в значительной мере подтолкнула северовьетнамскую сторону на подписание мирного соглашения, на которое американская сторона была согласна ещё в октябре.



Просмотров: 3210


<<< Дайс (авиабаза)
Женская служба пилотов Военно-воздушных сил США >>>