Авиация Дирижабельная почта

23 января 2011


Оглавление:
1. Дирижабельная почта
2. Марки дирижабельной почты
3. Коллекционирование и издания



Марка дирижабельной почты Германии в честь полярного полёта

Дирижабельная почта, или цеппелинная почта, — один из видов воздушной почты, при котором почтoвые отправления перевозились преимущественно немецкими цеппелинами, использовавшимися в гражданских целях с 1908 по 1939 год. Во время многих полётов дирижаблей осуществлялась перевозка почты, иногда в значительных количествах. На конвертах обычно ставились оттиски специальных почтовых штемпелей, а ряд государств даже выпустили почтовые марки, специально для оплаты почты, перевозимой дирижаблями.

Открытка 1908 года, на которой изображён цеппелин LZ 4 и плавучий эллинг на Боденском озере

История

Первый период

Первым цеппелином, который перевёз почту, стал LZ 4 в июле 1908 года. Вскоре за ним последовал LZ 3. На первых рейсах специальные штемпели не применялись. Первым таким штемпелем стал овальный штемпель с надписью «LUFTSCHIFF / SIGNALPOST» по кругу и «Z III» в центре, который применялся на борту LZ 6 с 27 августа по 27 октября 1909 года.

Почтовый блок КНДР 1988 года с изображением цеппелина LZ 12

К 1911 году использовался ряд различных почтовых штемпелей. Типичным примером их является круглый штамп с надписью «AN BORD DES / ZEPPELIN / LUFTSCHIFFES», с указанием даты в центре и названием дирижабля внизу. Корреспонденция гасилась такими штемпелями на борту дирижабля прямо во время полёта в небольшом почтовом отделении.

В 1914 году дирижабли были мобилизованы для военных нужд и после этого перевозку гражданской почты не осуществляли, хотя в армии при пересылке военной корреспонденции применялись специальные ручные штемпели.

Между двумя войнами

Специальный штемпель немецкой воздушной почты из Европы в Южную Америку

В конце августа 1919 года дирижабль LZ 120 «Bodensee» принял на борт первых пассажиров, а в сентябре начал перевозку почты. Последний коммерческий полёт «Bodensee» состоялся в начале декабря того же года. При этом использовались почтовые штемпели почти так же, как и перед войной, вплоть до 1921 года, когда дирижабль был передан Италии в качестве репарации. Очень короткое время в 1924 году осуществлялась перевозка почты на борту LZ 126 до его передачи США и переименования в USS Los Angeles. «Лос-Анджелес» несколько раз перевозил почту между Лейкхёрстом в штате Нью-Джерси, Бермудами и Майягуесом на острове Пуэрто-Рико.

Марка США «Цеппелин» номиналом в 65 центов — одна из трёх, выпущенных специально к панамериканскому перелёту «Графа Цеппелина» в мае-июне 1930 года  

У LZ 127 «Граф Цеппелин» был длинный и славный послужной список. Уже через несколько недель после своего первого полёта в сентябре 1928 года «Граф Цеппелин» перевёз первую авиапочту прямо из Германии в США и обратно. Германия выпустила специально по этому случаю почтовые марки номиналом в 2 и 4 рейхсмарки. Обратным рейсом дирижабль перевёз почти 52 тысячи почтовых карточек и 50 тысяч писем. В 1929 году «Граф Цеппелин» совершил кругосветный перелёт с остановками в Токио, Лос-Анджелесе и Лейкхерсте. К окончанию срока эксплуатации в июне 1937 года дирижабль выполнил 590 полётов, часто имея на борту почтовые отправления. При этом кроме Германии он побывал в десятках стран мира, включая Советский Союз, перевезя в общей сложности более 39 тонн почты, масса которой иногда достигала нескольких сотен килограммов. В СССР для перевозки почты специальными авиарейсами на борту дирижабля «Граф Цеппелин» в 1930 и 1931 годах были установлены особые расценки.

Несмотря на то, что LZ 129 «Гинденбург» более всего известен своей гибелью в огне, за время 14 месяцев своего существования он перевёз значительные объёмы почты за границу. Многие из перевезённых на нём конвертов и открыток вполне доступны и сегодня. Большая часть из 17 609 писем и открыток, находившихся на борту во время последнего рейса дирижабля, погибла в огне, но несколько уцелели и сегодня представляют собой дорогостоящие раритеты.

LZ 130 Graf Zeppelin II стал последним цеппелином, перевозившим почту. Он эксплуатировался как гражданское судно всего лишь несколько месяцев — с сентября 1938 года по август 1939 года и совершил только 30 рейсов, преимущественно внутри Германии.

Конверт письма, доставленного на дирижабле LZ 127 «Граф Цеппелин» из Берлина в Южную Америку
Конверт, отправленный из Хемница в Саусалито первым рейсом «Гинденбурга» в Северную Америку


Просмотров: 3116


<<< Дирижабль
Титан (дирижабль) >>>