Авиация Джонсон, Эми

23 января 2011


Оглавление:
1. Джонсон, Эми
2. Тайна гибели Эми Джонсон
3. Премии и награды
4. В культуре



Эми Джонсон на Викискладе

Эми Джонсон CBE, в браке Моллисон — знаменитая женщина-пилот Великобритании, первая в мире женщина, совершившая одиночный перелёт из Англии в Австралию. Участница первого в мире однодневного перелёта из Лондона до Москвы и авиагонки на приз МакРобертсона. Была замужем за шотландским лётчиком Джеймсом Алланом Моллисоном. Эми Джонсон погибла в авиационной катастрофе во время Второй мировой войны.

Биография

Дом, в котором родилась Эми.

Эми Джонсон родилась 1 июля 1903 года в доме 154 на улице Св. Георгия Кингстон-апон-Халла, в семье крупного рыботорговца Джона Уильяма Джонсона. Дед Эми по отцовской линии, Андерс Йоргенсен, перебрался в Англию с датского острова Фюн, а сам Джон Уильям, перед тем как переехать в Халл и жениться, некоторое время жил в Британской Колумбии. По материнской линии родственники Эми являлись одной из семей-основателей, её прадед — Уильям Ходж, был мэром Халла в 1860 году.

Эми была самой старшей из четырёх дочерей в семье, родилась, когда Эми исполнилось 16). После окончания школы в 1922 году, Эми поступила в университет Шеффилда. Во время учёбы она познакомилась с бизнесменом из Швейцарии, Гансом Арреггером. Он был старше её на 9 лет, Эми мечтала, что они поженятся. Их отношения продержались 6 лет, а потом Ганс женился на другой женщине. В период с 1922 по 1928 годы Эми написала Гансу 286 писем, которые он бережно сохранил, и, в дальнейшем, эти письма были переданы музею Халла.

В 1925 году, после окончания университета со степенью бакалавра по экономике, Эми вернулась в Халл, где окончила курсы секретарей и устроилась на работу, с которой уволилась из-за нервного срыва через три месяца. Именно в этот период своей жизни Эми впервые поднялась в небо, пока только в качестве пассажира. Компания Surrey Flying Services устраивала аттракцион, в котором каждого желающего поднимали в увеселительный полёт над округой.

Школа, где Эми училась с 1915 по 1922 годы.

Затем Джонсон устроилась в рекламное агентство. Работа в этой сфере услуг стала одной из основных причин переезда Эми в Лондон, где по сравнению с Халлом было не в пример больше возможностей для успешной карьеры. В 1927 году Эми Джонсон переехала в столицу, где устроилась на должность секретаря в адвокатской конторе Уильяма Крокера.

В сентябре 1928 года Эми возвращается к своему увлечению авиацией и начинает посещать занятия в Лондонском авиаклубе. 7 июля 1929 года Эми получает лицензию частного пилота, после чего оставляет свою основную работу, чтобы пройти обучение на механика и получить квалификацию инженера. 10 декабря 1929 года Эми Джонсон получает лицензию механика, подтверждённую Министерством авиации, тем самым став первой женщиной в мире, обладающей такой квалификацией.

Перелёт Англия — Австралия

Эми Джонсон и «Джейсон», Джханси, 1930 год.

Мировое признание Эми Джонсон получила в 1930 году, став первой женщиной, совершившей одиночный перелёт из Великобритании в Австралию. Полёт начался 5 мая 1930 года из Кройдона. Для этого путешествия Джонсон, имевшая на тот момент всего 75 часов налёта, выбрала лёгкий двухместный биплан «De Havilland DH.60G Gipsy Moth». Купленный на средства отца, поддерживавшего начинания Эми, и при поддержке Чарльза Уэйкфилда, основателя компании Wakefield Oil Company, подержанный биплан от компании de Havilland Эми назвала «Джейсон». Топливный бак Gipsy Moth вмещал 364 литра горючего, что позволяло находиться в воздухе около 30 часов. Джонсон планировала преодолевать в день порядка 1 300 километров, достичь пункта назначения за двенадцать лётных дней и тем самым побить рекорд скорости, установленный в 1929 году австралийским пилотом Чарльзом Смитом.

Пролетев Европу и достигнув Халеба, 8 мая Джонсон взяла курс на Багдад. На подлёте биплан Эми попал в песчаную бурю, основную часть которой Джонсон была вынуждена переждать на земле. И хотя при заходе на посадку в Багдаде у «Джейсона» была повреждена одна из стоек шасси, Эми смогла продолжить полёт уже на следующий день.

Эми Джонсон на церемонии у Военного мемориала в Калгурли, июль 1930 года.

Далее, с остановкой в Бендер-Аббасе, Джонсон взяла курс на Карачи. Вторая незапланированная посадка была произведена в Индии, самолёт был снова повреждён, правда в меньшей степени, чем в прошлый раз. Двигаясь в неблагоприятных погодных условиях при непрерывных осадках, Джонсон прошла Илахабад и Калькутту, и вышла на Рангун. 13 мая в Рангуне Эми пришлось садиться на очень маленький аэродром, в результате чего самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и, попав в канаву, встал на нос. Были повреждены винт, крыло и шасси. Благодаря наличию запасного пропеллера и помощи студентов из местного колледжа ремонт был произведён в кратчайшие сроки.

Из Рангуна Эми Джонсон направилась в Бангкок, на перелёте к которому пришлось преодолеть горную гряду на высоте около 2 800 метров. 17 мая вылетев из Бангкока, Эми взяла курс на Сингапур, где впервые за весь перелёт «Джейсон» был осмотрен инженерами на предмет неисправностей. После замены крыла, Джонсон 17 мая вылетела в Сурабая. На пути к острову Ява Джонсон произвела третью незапланированную посадку; вследствие этого и плохих погодных условий до Сурабая Эми добралась только 20 мая. Два дня производилась починка мотора, потом путешествие продолжилось по направлению к Тимору.

Эми Джонсон на приёме в Калгурли, июль 1930 года.

24 мая Эми Джонсон совершила триумфальную посадку в Дарвине. И хотя на этапе пути от Лондона до Калькутты, который Джонсон преодолела за 7 дней, рекорд Смита был побит, в дальнейшем из-за плохой погоды и поломок самолёта преимущество во времени было потеряно.

За это достижение Эми была удостоена звания командора Отличнейшего ордена Британской империи и лицензии гражданского пилота Австралии за номером 1. Так же Эми получила золотые медали от Сообщества инженеров и Королевского аэроклуба. «Джейсон», на котором Эми совершила свой триумфальный перелёт, был переправлен в Англию, где в качестве экспоната 21 января 1931 года был передан Музею науки в Лондоне.

Позднее об особенностях такого перелёта расскажет в своих воспоминаниях Фрэнсис Чичестер, который в 1929 году так же совершил одиночный перелёт из Англии в Австралию на биплане «Gipsy Moth»:

Полёт омрачали долгие и нудные переговоры с таможенными и другими властями, заботы о пище и горючем, причем через всё это приходилось проходить дважды в день, часто в разных странах. Кабина самолета «Джипси Мот» была открытая, и мне по двенадцать часов в день надо было выдерживать напор ветра, дувшего со скоростью до девяноста миль в час…
Недавно я прочёл биографию Эми Джонсон, которая пролетела по моему маршруту несколько месяцев спустя. Так вот, она прошла через те же муки; судя по тому, что говорили ей врачи, она была тогда на грани безумия. И я охотно верю этому…

—Фрэнсис Чичестер

Эми Джонсон, 1930—1931 годы.

Перелёты через Москву на восток

1 января 1931 года Эми Джонсон предпринимает попытку одиночного перелёта из Лондона до Бэйпина. Четырёхдневный полёт планировалось совершить через территорию СССР, с посадками и остановками в Москве, Самаре, Омске, Иркутске и Чите. Для этого Джонсон снова выбрала лёгкий биплан «DH.60G Gipsy Moth», названный уже «Джейсон III», однако из-за неблагоприятных погодных условий полёт был вынужденно завершён в Польше, в 88,5 километрах к северу от Варшавы.

В июле того же года Эми на пару с пилотом Джеком Хамфрисом совершили рекордный перелёт из Англии в Японию через Москву. В качестве самолёта был выбран лёгкий многоцелевой «De Havilland DH.80 Puss Moth», в конструкции которого впервые был использован фюзеляж сваренный из стальных труб с полотняной обшивкой. Так же «Джейсон II» имел модифицированный двигатель мощностью 120 л. с.. Эми и Джэк стали первыми в мире, кто совершил перелёт от Лондона до Москвы всего за один день: 2 832 километра они преодолели за 21 час. Продолжив полёт через Сибирь до Токио, они установили второй рекорд — рекорд времени для перелёта из Англии до Японии: 8 дней 22 часа 7 минут.

Эми и Джим Моллисоны

29 июля 1932 года в церки Св. Георгия в Лондоне Эми Джонсон вышла замуж за шотландского лётчика Джеймса Моллисона. Супружеская пара из двух известных лётчиков стала объектом пристального внимания как прессы, так и общественности.

Эми Джонсон и Джим Моллисон, май 1932 года.

С Джимом Эми познакомилась в Австралии после своего знаменитого перелёта, во время 6-недельного тура по стране. Ей приходилось делать множество остановок, что изрядно её измотало, и времени на отдых не было. После того, как из-за усталости она совершила аварийную посадку в аэропорту Брисбен, оставшуюся часть тура Джонсон провела в качестве пассажира, а «Джейсон» пилотировали другие пилоты. Одним из них был Джим Моллисон.

В 1932 года Эми Моллисон установила новый рекорд для одиночного перелёта из Англии в Кейптаун. Прошлый рекорд перелёта из Лондона до Мыса Доброй Надежды принадлежал Джиму Моллисону, Эми улучшила результат на 10,5 часов, преодолев 20 213 километров на «Дезерт Клауд» G-ACAB. За это достижение Эми получила престижный приз Сигрэйва, которым Королевский автомобильный клуб с 1930 года отмечал тех, кто продемонстрировал выдающиеся возможности транспорта на суше, воде или в воздухе. До Эми такого приза были удостоены всего двое: Чарльз Смит и Берт Хинклер.

В 1933 году супруги Моллисон планировали установить рекорд на маршруте Англия — США. Специально оборудованный для этой цели двухмоторный самолёт «De Havilland DH.89 Dragon Rapide», получивший название «Сифарер» G-ACCV, имел увеличенные топливные баки, чтобы горючего хватило на безостановочный перелёт от залива Кармартен в Уэльсе до Нью-Йорка. Супруги Моллисон стартовали 22 июля 1933 года, но из-за неполадок с мотором были вынуждены совершить аварийную посадку в Бриджпорте, всего в 90 километрах от цели. Из-за жёсткой посадки оба пилота получили травмы. Несмотря на недолёт в их честь был устроен парад на Бродвее. Супруги получили премию «Freedom of the City» от муниципалитета Нью-Йорка и были удостоены встречи с 32-м президентом США Франклином Рузвельтом.

Приз МакРобертсона

Не последнее место среди многообразия различных спортивных соревнований 30-х годов занимает гонка коммерческих самолётов за приз МакРобертсона. Приуроченная к столетию столицы штата Виктория, города Мельбурн, гонка прошла в период с октября по ноябрь 1934 года. Участники должны были преодолеть расстояние в 18 200 километров между аэродромами в графстве Саффолк в Англии и Флемингтон у Мельбурна. С целью повышения безопасности всех участников гонки, на трассе, пролегавшей через Багдад, Аллахабад, Сингапур и Дарвин, были устроены пять обязательных пунктов посадки и 22 заправочные станции.

Маршрут авиагонки МакРобертсона.

В Англии на момент оглашения условий гонки не было ни одного пригодного для такого сложного путешествия самолёта. Воспользовавшись ситуацией, авиастроительная фирма de Havilland объявила, что тому, кто обратится к ней с заказом самолёта для гонки, фирма предоставит специальную машину стоимостью до 5 000 фунтов стерлингов. De Havilland гарантировала, что самолёт будет соответствовать всем условиям соревнований и преодолеет трассу со средней скоростью не менее 322 км/ч. В результате такой рекламы было получено три заказа, один из которых сделали супруги Моллисон. Строившиеся в атмосфере повышенной секретности самолёты получили название DH-88 Comet. DH.88 четы Моллисон был назван «Блэк Меджик». Самолёт был полностью выкрашен в чёрный цвет, а полосы и надписи имел золотые.

20 октября 1934 года, под стартовым номером 63, Эми и Джим стартовали в гонке. «Блэк Меджик» совершил беспосадочный перелёт до Багдада. Однако вскоре они были вынуждены досрочно завершить гонку в Аллахабаде — из-за некачественного топлива остановились оба двигателя. Остальные двое участников, заказавших DH.88, финишировали в гонке на первом и четвёртом местах соответственно.

Последний рекорд

Несмотря на участие и подготовку к различным мероприятиям и соревнованиям, Эми Джонсон успела поработать и коммерческим пилотом. В 1934 году в течение нескольких недель Эми работала пилотом на ежедневном рейсе Лондон—Париж авиакомпании «Hillman Airways», а затем, уже в 1939 году, пилотировала транспортные самолёты через Солент.

Усадьба Северби-холл, 2007 год.

В мае 1936 года Эми совершила свой последний рекордный одиночный полёт по маршруту из Грейвсенда до Кейптауна и обратно. Для этой цели лётчица выбрала моноплан компании Percival Aircraft «Percival Gull Six» типа D.3. В любом случае, самолёт получил название «Гуль» G-ADZO. От предыдущих моделей, на которых летала Эми, «Гуль» был оснащен двигателем de Havilland «Gipsy Six» мощностью 200 лошадиных сил. По возвращении Эми присутствовала на открытии усадьбы Северби-холла, где спустя 20 лет откроют её музей.

Личная жизнь

Брак Эми и Джима привлекал повышенное внимание общественности, в прессе их даже окрестели летающими влюблёнными. Но учитывая их взаимную тягу к достижению рекордов, как общих, так и персональных, супругам была свойственна конкуренция друг с другом. Считается, что Джим Моллисон, помимо того, что пил и поддерживал внебрачные отношения с другими женщинами, так же завидовал успехам и достижениям жены.

23 марта 1937 года, вернув себе девичью фамилию, Эми начала бракоразводный процесс. К тому же, когда летом этого же года пропала без вести пилот Амелия Эрхарт, с которой Джонсон познакомилась в 1931 году, Эми очень серьёзно отнеслась к предположениям о трагической гибели этой американской лётчицы. Всё это, вместе с разрывом отношенией с Джимом, привело к тому, что Эми около двух лет не поднималась в небо. Окончательно развелась Джонсон только 24 августа 1938 года. В этот период времени Джонсон написала вторую автобиографию. Первая, сборник эссе под редакцией Марго Асквит повествует о ранних годах жизни Эми, до её увлечения авиацией.

Вторая мировая война

В 1940 году, с началом Второй мировой войны, Эми Джонсон вступила в новообразовавшуюся организацию гражданских лётчиков ATA, в чьи задачи входили транспортные перевозки и доставка самолётов Королевских ВВС Великобритании к местам назначения. В ATA Джонсон дослужилась до звания второго пилота и входила в состав 5 секции гражданских пилотов-перегонщиков.

5 января 1941 года Эми Джонсон получила приказ Министерства ВВС совершить перегон самолёта Airspeed Oxford из Блэкпула в Кидлингтон, и на аналогичной машине вернуться обратно. В результате испортившихся погодных условий, транспортировку из Кидлингтона предполагалось отменить, а пилота Джонсон отправить обратно на поезде. Однако Эми решила довести начатое дело до конца.

Авеню им. Эми Джонсон, Дарвин.

Согласно записям как с британской, так и с немецкой стороны, никаких боёв на этом участке в тот день не было. Однако в период между 15:00 и 15:37 моряки c парохода «HMS Haslemere», пересекавшего пролив, наблюдали недалеко от Оксфорда падающего в воду парашютиста. Наблюдатели были уверены, что на парашютисте не было обязательного для пилотов спасательного жилета.

Причина того, почему Airspeed Oxford Mk II Джонсон упал в эстуарий Темзы, достоверно не установлена. Считается, что Эми сбилась с курса, но почему она не снизила высоту, чтобы свериться по наземным ориентирам, не понятно. Вследcтвие этой ошибки самолёт отклонился от курса на 100 миль, и у него закончилось горючее. Самолёт мог из-за низкой облачности столкнуться с одним из аэростатов противовоздушной обороны.

Свидетели с подходящего к месту падения «HMS Haslemere» видели, как парашютист скрылся под водой. Лейтенант Вальтер Флетчер самоотверженно нырнул в воду, чтобы спасти пилота. Бросившиеся на помощь моряки смогли спасти только Флетчера, который через пару дней умер в больнице Ширнесс от переохлаждения.

Затем спасатели на месте аварии извлекли из-под обломков кусок жёлтой парашютной материи с нанесёнными на неё чёрными цифрами 35, которые были идентифицированы как часть личного номера Эми Джонсон — V3540. Эми Джонсон стала первым пилотом ATA, погибшим во время выполнения задания.



Просмотров: 3705


<<< Вуазен, Габриэль
Ефимов, Михаил Никифорович >>>