Авиация Доброленский, Юрий Павлович

22 января 2011


Оглавление:
1. Доброленский, Юрий Павлович
2. Основные публикации



Доброленский Ю.П.

Доброленский Юрий Павлович – учёный в области авиационного оборудования, генерал-майор авиации, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Биография

Родился 28 августа в г. Судак Таврической губернии в семье статского советника, директора гимназии П.П.Доброленского. В 1931 году окончил с золотой медалью школу-семилетку в г. Павлово-на-Оке Нижегородской области. После этого работал на заводе «Красное Сормово», получил квалификацию слесаря 4-го разряда. Окончил рабфак. В 1937 году сдал на «отлично» вступительные экзамены в Московский энергетический институт, однако не был принят «по социальному происхождению». Был зачислен на энергетический факультет Уральского индустриального института. К лету 1941 года окончил 4 курса УИИ, неоднократно поощрялся за отличную учёбу.

Летом 1941 года мобилизован, сначала в артиллерийское училище, а в декабре 1941 г. – в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского, находившуюся в это время в эвакуации в Свердловске. В академии в это время проходил интенсивный набор студентов старших курсов университетов и технических вузов в целях ускоренной подготовки инженеров для авиационных частей. В числе других слушателей факультета электроспецоборудования, Ю.П.Доброленский проходил стажировку в действующей армии, в частях авиации дальнего действия. На вооружении этих частей состояли поставлявшиеся по ленд-лизу американские бомбардировщики B-25, имевшие сложное электрооборудование. Слушателями академии была оказана существенная помощь инженерам строевых частей в работе с новой техникой, а в дипломных проектах слушателей нашли отражение идеи по усовершенствованию электрооборудования самолёта. В 1943 г. вместе с вернувшийся из эвакуации академией Ю.П.Доброленский переехал в Москву. В ноябре 1944 года окончил с отличием факультет электроспецоборудования и поступил в адъюнктуру. Инженер-капитан.

На факультете электроспецоборудования Ю.П.Доброленский оказался в числе учеников выдающегося русского учёного, академика В.С.Кулебакина – основоположника отечественной авиационной электроэнергетики, создателя крупной научной школы по электротехнике и электроэнергетике в академии им. Н.Е.Жуковского. Под руководством В.С.Кулебакина Ю.П.Доброленский защитил и дипломную, и диссертационную работу. После окончания адъюнктуры и защиты кандидатской диссертации – на преподавательской и научно-исследовательской работе в академии, доцент. С 1954 г. заместитель начальника, с 1960 по 1964 г. – начальник кафедры авиационной электротехники. Воинские звания: инженер-майор, инженер-подполковник, инженер-полковник.

Ю.П.Доброленский вёл большую преподавательскую работу по электротехнической подготовке авиаинженеров, а также продолжал активно заниматься научными исследованиями. От задач электромашинной автоматики авиационного вооружения, рассмотренных в кандидатской диссертации, он перешёл к более широкому кругу вопросов – разработке принципов телеуправления системами авиационного оборудования и вооружения, а в дальнейшем – к теории автоматического управления полётом. Многие важные результаты им были получены в содружестве с Г.С.Поспеловым – выдающимся учёным в области автоматического управления, впоследствии академиком РАН. Это направление в 1950-е годы было чрезвычайно актуальным, происходило становление новой научной дисциплины – авиационной автоматики и телемеханики. В 1963 г. Ю.П.Доброленским в соавторстве с В.И.Ивановой и Г.С.Поспеловым был написан первый в нашей стране учебник по системам автоматического управления вооружением – «Автоматика управляемых снарядов». Итогом этого цикла исследований стала защита докторской диссертации в 1965 году.

В 1964 году Ю.П.Доброленский был назначен начальником электротехнического факультета и возглавлял его более 20 лет. Профессор, генерал-майор-инженер. За эти годы под его руководством и при его непосредственном участии произошло становление и развитие ряда новых дисциплин факультета, разработка и реализация планов подготовки инженеров по ряду новых специальностей. Так, в 1966 г. на факультете была создана кафедра электронной автоматики и телемеханики, в 1978 г. – кафедра автоматизированных систем управления ВВС, в 1980 г. – кафедра оптико-электронных средств воздушной разведки. Совершенствовалась также подготовка по базовой специальности факультета – электротехнической. В 1974 году Ю.П.Доброленским с соавторами был написан учебник «Авиационная электротехника». На факультете прошли обучение и защитили дипломы и диссертации многие лётчики-космонавты СССР.

Научные же интересы самого Ю.П.Доброленского в 1960-е годы концентрируются на проблемах динамики полёта самолёта в турбулентной атмосфере и обеспечения безопасности полёта в этих условиях с помощью систем автоматического управления. Цель этих работ, проводившихся большим коллективом сотрудников академии, состояла в наилучшем согласовании характеристик технических устройств с возможностями лётчика. Особенно широко эти исследования были развёрнуты в 1970-е годы совместно с Институтом авиационной и космической медицины, возглавляемом в то время В.А.Пономаренко. В результате многочисленных экспериментов с участием лётчиков были исследованы психологические аспекты деятельности лётчика, разработаны методы оценки самолётных систем отображения информации о параметрах полёта в связи с характерными ошибками лётчиков, и т.д. Результаты этих исследований опубликованы в книгах «Методы инженерно-психологических исследоваий в авиации», «Профессия – лётчик» и др. Работы, выполненные в этой области Ю.П.Доброленским с коллегами в 1970-1980-х годах, стали фундаментальным вкладом в развитие инженерной психологии и авиационной эргономики.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

С 1985 года в отставке, продолжал научную и преподавательскую деятельность в академии, работал профессором кафедры электрооборудования. Продолжал читать лекции по курсу «Авиационная электротехника», в 1987 г. под его редакцией вышел новый вариант учебника по этой дисциплине, а в 1989 г. – книга «Авиационное оборудование», в которой были систематически изложены принципы работы и устройство практически всех самолётных систем. Эта книга и в настоящее время является одним из основных и наиболее цитируемых изданий по данной тематике.

В 1991 году уволился из академии и перешёл на работу в Институт авиационной и космической медицины. Работал над подготовкой энциклопедического справочника по авиационной эргономике и экологии

Умер 4 ноября 1993 года. Похоронен на Рублёвском кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, многими медалями.



Просмотров: 2316


<<< Гуревич, Михаил Иосифович
Егер, Сергей Михайлович >>>