Авиация Дукс (завод)
20 февраля 2011Завод «Дукс» императорский самолётостроительный завод в Москве. Основатель и владелец завода инженер Юлий Александрович Меллер. Год основания 1893.
Завод производил самолёты, а также велосипеды, мотоциклы, дрезины, автомобили, аэросани, дирижабли.
История
До 1918 года
В 1900 году фирма была преобразована в Акционерное Общество с уставным капиталом в 35 тысяч рублей. К этому времени на фабрике работали 115 человек, ее обслуживали три паровых двигателя по 53 л. с. каждый, ежегодно производилось около 1000 велосипедов.
С 1901 года предприятие располагалось по адресу Тверская застава, Ямская Слободка.
Первый самолёт был построен в 1909 году по проекту Фарман — Farman-IV, после устранения дефектов и переделок этот аппарат впервые поднялся в воздух 18 августа 1910 года.
Также завод производил самолёты моделей: Фарман VII, Фарман XV, Фарман XVI, Ньюпор-17.
Для производства лётных испытаний аэропланов предприятие владело четырьмя ангарами на окраине Ходынского поля.
До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолетов, включая гидропланы. Помимо них, фабрика также строила дирижабли. «Дукс» был основным поставщиком самолетов для русской армии. В годы первой мировой войны Военному Ведомству было сдано 1569 самолетов и гидропланов.
1918—1941
19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1. В 1920-х годах авиационное направление деятельности предприятия активно развивалось, на месте ангаров строились новые корпуса.
В 1920—1922 годах под руководством Н. Н. Поликарпова техническим отделом завода на основе имеющихся чертежей и обмеров деталей готовилась документация для постройки самолётов в Советской России с использованием импортных комплектующих и учётом различий в имеющихся материалах, оборудовании и комплектующих изделиях.
Так, в 1921 году на ГАЗ № 1 изготовили 20 DH.4 с итальянскими двигателями «Фиат» мощностью 240 л.с. Одновременно заложили первую серию DH.9 с двигателями «Даймлер» мощностью 260 л.с. Поступление новой техники позволило в том же году довести количество «де хевиллендов», используемых Красным Воздушным Флотом, до 40 — 50 единиц.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов началось строительство новых корпусов предприятия на территории Центрального аэродрома им. Фрунзе. После перемещения деятельности ГАЗ № 1 им. ОСОАВИАХИМа на новую территорию, на старой был сформирован авиационный завод № 39 им. Менжинского.
В 1931 году было принято решение из состава ГАЗ № 1 выделить ряд специализированных производств: самолетостроительное, точного приборостроения, радиаторное, колесное и велосипедное. Организация велосипедного производства на базе станочного парка «Дукса» дала рождение Московскому велозаводу, который достойно принял и продолжил эстафету «Дукса». Это предприятие — 1-й московский велозавод, — было построено в 1929—1933 годах у Камер-Коллежского вала для производства отечественных велосипедов и мотоциклов. Его краткая история: с марта 1941 — Московский мотоциклетный завод, с мая 1951 — Завод № 663 МПСС,, а/я 3365, с 1965 — Московский приборный завод «Мосприбор», с 1972 — в ЦКБ «Алмаз», с марта 1973 — в ЦНИИ «Комета», с 1979 — НПО «Комета», с 1985 — ЦНПО «Комета», сейчас — ФГУП "ЦНИИ «Комета». Адрес: 115280 г. Москва, ул. Велозаводская, 5.
Завод, оставшийся в корпусах «Дукса», получил в октябре 1931 года номер 32, в ноябре 1941 года он стал Машиностроительным заводом N 43, позже носил название «Коммунар», и лишь несколько лет назад ему вернули его первоначальное имя «Дукс».
Дo Великой отечественной войны заводы-последователи деятельности «Дукса» выпускали:
- завод № 1 самолёты И-15 бис, И-153, ББ-22, МиГ-3;
- завод № 39 самолёты И-1, И-2, И-3, И-15, И-16, Р-1, Р-5, ДБ-3, ДБ-3Ф.
Великая Отечественная война
Осенью 1941 года завод № 1 был эвакуирован в город Куйбышев, где находится и по настоящее время. 8 октября того же года вступил в строй на новом месте. См. основную статью ЦСКБ-Прогресс.
В октябре 1941 года завод № 39 был эвакуирован в г. Иркутск, где находится и по настоящее время. См. основную статью Иркутский авиазавод.
На базе оставленных в Москве производственных мощностей бывшего авиазавода № 1 им. ОСОАВИАХИМа с октября 1941 года организована aвиаремонтная база Западного фронта.
Согласно Решению ГКО от 17 декабря 1941 года на бывшую территорию авиазавода № 1 переведён опытный завод № 30 из подмосковной Дубны. Предприятию ставится задача в кратчайшие сроки освоить производство штурмовиков Ил-2. В феврале 1942 года на Центральном аэродроме им М. В. Фрунзе сданы изготовленные из сохранившегося задела завода № 1 последние истребители МиГ-3.
На территорию бывшего авиазавода № 39 в 1942 году реэвакуируирован авиазавод № 381 из Нижнего Тагила, куда он, в свою очередь, был эвакуирован из Ленинграда. На предприятии с октября 1942 года освоено изготовление истребителей Ла-5 и Ла-7.
1945-1950
По окончании войны выпуск Ил-2 на заводе №30 был свёрнут. С 1946 года здесь освоено производство пассажирского самолёта Ил-12, которых было изготовлено 659 машин всех модификаций до прекращения выпуска в 1949 году.
На заводе №381 в конце 1945 года завершается производство Ла-7, которых на этом московском предприятии выпущено 1298 штук. Завод №381 участвует в выпуске опытных серий самолётов И-250 и Ла-150. В 1946 году параллельно с И-250 и Ла-150 на заводе делали фюзеляжи двух опытных УТИ МиГ-9 для ОКБ-155, детали двигателей ТР-1 для завода №45, а в конце года - агрегаты учебного бомбардировщика УТБ. Это не считая гражданской продукции и изделий ширпотреба.
В 1949 году заводом №381 выпущена партия МиГ-15.
В связи с необходимостью освоения производства тактического бомбардировщика Ил-28 и значительными объёмами его производства в 1950 году заводы № 30 и № 381 объединены в единый Авиационный завод №30. В 1949-55 гг. на заводе №30 объем производства Ил-28 доходил до 100 машин в месяц. С этого времени цеха, располагающиеся на территории бывшего завода №381, специализируются на изготовлении фюзеляжа и входящих механических деталей, а цеха "старого" завода №30 - на изготовлении компонентов систем планера, деталей и окончательной сборке изделия.
1951-1991
В 1955-1958 годах выпускался самолёт Ил-14
В 1959-1962 годах выпускался перехватчик Су-9 и Су-9У.
С 1958 по 1985 выпускался самолёт Ил-18 и его военные варианты. В месяц производилось до 4 таких самолётов.
С 1959 по 1972 год выпускался истребитель МиГ-21 во множестве модификаций.
С 1969 по 1985 год выпускался истребитель МиГ-23.На заводе №30 годовой выпуск МиГ-23 доходил до 480 машин.
С 1976 начато производство МиГ-29
Просмотров: 2958
|