Авиация Электродистанционная система управления

22 января 2011


Оглавление:
1. Электродистанционная система управления
2. Преимущества



Прямое управление самолётом

Электродистанционная система управления — система управления, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от пилота к исполнительным механизмам в виде электрических сигналов.

Принцип действия

В отличие от механических и бустерных систем управления, где воздействия от органов управления в кабине к управляющим поверхностям или силовым приводам передаются посредством механической проводки, включающей в себя тяги, качалки, тросы, шкивы и т.д., в ЭДСУ эти воздействия передаются с помощью электрических сигналов.

Механические перемещения рычагов управления в кабине самолёта с помощью установленных на них датчиков преобразуются в аналоговые или цифровые электрические сигналы, которые по электропроводке поступают в вычислитель системы управления. Одновременно туда же поступают сигналы от датчиков угловых скоростей, перегрузок, углов атаки и скольжения, вычислителя системы воздушных сигналов и других устройств. Вычислитель ЭДСУ в соответствии с заложенными в него алгоритмами управления преобразует эти сигналы во входные сигналы приводов органов управления. При этом он также может выполнять функции ограничителя предельных режимов полёта: не допускать превышения установленных ограничений по перегрузке, углу атаки и другим параметрам. Таким образом значительно снижается вероятность попадания самолёта в нежелательные режимы полета: сваливание, штопор и т.д.

Для большинства важнейших систем самолёта ключевыми факторами обеспечения безопасности полёта являются надёжность их функционирования. Это относится и к ЭДСУ. На борту самолёта имеется несколько параллельно работающих вычислителей с собственными датчиками, преобразователями и электропроводкой. Каждый вычислитель сравнивает свои сигналы с сигналами других и способен «проигнорировать мнение» вычислителя, который, судя по всему, выдает неверные данные. Питание вычислителей также дублируется. В результате вероятность полного отказа ЭДСУ пассажирских самолётов составляет менее 10 , а военных — менее 10 на 1 час полёта, то есть такой отказ практически невозможен.

Исторически появление ЭДСУ было связано с переходом к статически неустойчивым компоновкам истребителей, которые позволяли получить ряд преимуществ по сравнению с обычными. По ряду причин на таких самолётах невозможно было применить традиционную бустерную необратимую систему управления. Первые серийные истребители с аналоговой ЭДСУ — General Dynamics F-16, Су-27. Несколько позже ЭДСУ появились и на пассажирских самолётах. Большинство более современных пассажирских и военных самолётов также оснащены такой системой управления.



Просмотров: 2803


<<< Элевоны
Элероны >>>