Авиация Электронно-цифровая система управления двигателем
23 января 2011Электронно-цифровая система управления двигателем или FADEC система автоматизированного управления параметрами впрыска топлива, воздуха и зажигания в работе авиадвигателя для поддержания оптимальных характеристик работы авиадвигателя с минимальным расходом топлива.
В качестве примера можно привести FADEC двигателя CFM-56-5, используемого в семействе самолётов Airbus-320; комплексный электронный регулятор КРД-96 для двигателя 96ФП, устанавливаемого на Су-30МКИ или Су-30МКМ, КРД-99Ц для двигателей типа АЛ-31Ф на Су-27, Су-30 различных модификаций.
FADEC состоит из двухканального электронного управляющего модуля, гидромеханического модуля и выделенных сенсоров.
ECU получает сигналы частоты вращения ротора двигателя, сигналы о давлении и температуре внутри двигателя. Эти сигналы вместе с сигналами от самолётной системы управления двигателем используются для отслеживания и вырабатывания управляющих сигналов для смонтированных на двигателе механизмов, обеспечивая:
- Работу автомата тяги и управление тягой двигателя.
- Управление расходом топлива.
- Автоматический и ручной запуск двигателя.
- Поддержание малого газа.
- Управление временем приёмистости и сброса газа.
- Управление потоком воздуха в компрессоре.
- Активное управление зазором между ротором и статором каждой из турбин двигателя.
- Управление системой охлаждения масла электрического генератора со встроенным приводом.
- Управление системой реверса тяги.
Электронный модуль также обеспечивает защиту от превышения наибольших допустимых частот вращения вентилятора, турбокомпрессора и от помпажа двигателя.
Сигналы о главных параметрах работы двигателя вырабатываются этим же модулем и пересылаются средствам отображения на дисплеях в кабине пилотов.
FADEC обеспечивается электропитанием от выделенного генератора переменного тока, расположенного на коробке приводов двигателя. Также возможно питание от самолётной сети постоянного тока напряжением 28 Вольт в случаях, когда питание от выделенного генератора недоступно, для запуска двигателя и как запасное питание для проверок двигателя без запуска.
Просмотров: 2073
|