Авиация Энгельс (авиабаза) - История авиабазы
24 февраля 2011Оглавление:
1. Энгельс (авиабаза)
2. История авиабазы
3. Авиабаза сегодня
4. Реестр самолётов
5. Музей Дальней авиации
6. Аварии и катастрофы
7. Интересные факты
В 1930 году в 1,5 км от города Энгельса, на пустыре, началось строительство военной школы лётчиков. Около 10 тысяч человек работали на стройке. 16 февраля 1932 года поднялся с аэродрома в воздух первый самолёт У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова.
К 1936 году Энгельсская военная авиационная школа стала одной из лучших среди лётных школ страны. Обучение курсантов проходило на самолётах типа У-2, Р-5 и УСБ. До начала Великой Отечественной войны школа выпустила несколько тысяч лётчиков. Многие из них воевали в Испании, участвовали в боях на реке Халхин-Гол, а также в советско-финской войне 1939—1940. За участие в боевых действиях семи её воспитанникам было присвоено звание Героя Советского Союза.
В начале Великой Отечественной войны на вооружении школы находились самолёты По-2, СБ, Пе-2 и другие. В военные годы Энгельсской авиашколой были отправлены на фронт 14 авиаполков. Среди них были три женских авиаполка, которые сформировала майор Марина Раскова. 190 воспитанников школы за боевые подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза.
После окончания войны Энгельсская военная школа лётчиков была переименована в училище, которое продолжало готовить кадры для ВВС страны.
До 1951 года полёты совершались на поршневых самолётах, а далее — на реактивных бомбардировщиках Ил-28.
В начале 1950-х годов началось строительство нового аэродрома «Энгельс-2» с бетонной взлётно-посадочной полосой длиной свыше 3 км и шириной 100 м, в связи с чем к сентябрю 1954 года училище из Энгельса было перебазировано в город Тамбов. 15 декабря 1954 года была создана авиационная часть — 201-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия. В её состав вошли 79-й, 1096-й и 1230-й тяжёлые бомбардировочные авиационные полки. Комплектование частей соединения личным составом было осуществлено за счёт лучших специалистов частей Дальней авиации, выпускников военных училищ и академий.
Первый бомбардировщик М-4 конструкции Мясищева прибыл в Энгельс 28 февраля 1955 года. В мае 1957 года получены первые модернизированные бомбардировщики 3М.
В 1957 году 79тбап был перебазирован на аэродром Украинка и включен в состав 73тбад.
Постепенно бомбардировщики М-4 и 3М были переоборудованы в самолёты-заправщики. Дозаправка в воздухе значительно увеличивала дальность полёта бомбардировщиков, что расширяет возможности нанесения ударов по объектам вероятного противника. В начале 1970-х годов 1230-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк был переименован в 1230-й авиационный полк самолётов-заправщиков.
Бомбардировщики 3М стояли на вооружении Дальней авиации до 1985 года, после чего были уничтожены в соответствии с договором о сокращении наступательных вооружений. Переоборудованные в заправщики 3МС-2 и 3МД-2 находились на вооружении значительно дольше — до конца 1993 года, после чего их сменили более совершенные Ил-78.
После распада Советского Союза 201тбад была преобразована в 22-ю гвардейскую Краснознаменную Донбасскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию.
На начало 1992 года Дальняя авиация России не имела в своём составе ни одного Ту-160 — все 19 построенных ракетоносцев базировались на украинской авиабазе Прилуки. В Казани на КАПО им. Горбунова в этот момент находилось в процессе постройки 13 самолётов. Три были в феврале-мае 1992 года переданы в состав 1096тбап, ещё два — в 1993 году, а ещё один — в начале 1994 года. На этом дело и остановилось из-за отсутствия финансирования. В 1995-м было решено 4 самолёта разобрать как находящиеся в низкой степени готовности, а три оставшихся — доделать, но долгое время планы по достройке не реализовывались. С авиабазы Прилуки стали переводиться пилоты, технические специалисты, обслуживавшие ранее Ту-160. Не желая второй раз проходить присягу, они выразили желание служить в Вооружённых силах России.
В 1994 году из Белоруссии в Энгельс был перевёден 203-й гвардейский Орловский авиационный полк. В 2000 году авиаполк перебазировался в Рязань, на аэродром Дягилево. После этого полк перешёл в подчинение 37-й воздушной армии ВГК и получил название 203-й отдельный гвардейский авиационный Орловский полк.
В 1995 году на аэродроме базировались самолёты 3МД, самолёты-заправщики 3МС-2, эскадрилья Ту-160, насчитывавшая 6 самолётов. Однако в том же году 1096гв.тбап был расформирован. Его преемником стал 121гв.тбап, получивший все самолёты Ту-160.
Начиная с 1993 года, Россия вела с Украиной переговоры по покупке стратегических бомбардировщиков, которые стали тяжёлым бременем для экономики Украины и не вписывались в оборонительную военную доктрину Украины. Такая договорённость была достигнута только в 1999 году. 20 октября 1999 года для приёмки 8 самолётов Ту-160 и 3 Ту-95 в Прилуки прибыла группа специалистов 37-й воздушной армии во главе с заместителем командующего Дальней авиацией генерал-майором Петром Казазаевым. Остальные 11 самолётов Ту-160 были уничтожены украинской стороной.
К 1 сентября 2000 года был сформирован 184гв.тбап. Этот полк стал преемником того 184тбап, который после развала СССР остался на Украине, в Прилуках. Полк не смог получить знамя и регалии от Украины, и поэтому получил боевое знамя указом Президента России 17 октября 2005 года. Авиаполк оснащен стратегическими ракетоносцами Ту-95МС.
Просмотров: 11813
|