Авиация Г-11
02 июля 2011Оглавление:
1. Г-11
2. Описание конструкции
3. Опытные самолёты на базе планера
советский десантный планёр 1930—1940 годов конструкции В. К. Грибовского. Использовались также обозначения Гр-11 и Гр-29. Планёр Г-11 представлял собой свободнонесущий высокоплан деревянной конструкции с объемным коробчатым фюзеляжем. Металл использовался в малых количествах только в наиболее нагруженных местах. Буксировщиками планёра выступали самолёты: Ли-2, СБ или ДБ-3Ф. Широко использовался в десантных операциях Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
История создания
С началом войны ОКБ-28 получило новое срочное задание по созданию десантного планёра для перевозки 11 человек. Приказ о выдаче задания датируется 7 июля 1941 года. Когда заместитель наркома авиапромышленности А. С. Яковлев спросил у Грибовского, в какой срок он сможет спроектировать и построить такой планёр, то получил твердый ответ за два месяца. Яковлев потребовал письменного ручательства, которое тут же было написано Грибовским.
Первые чертежи для изготовления Г-29 поступили в цех 11 июля, а уже 2 августа планёр в основном был готов. 1 сентября 1941 года начались первые подлёты, а 18 сентября последовало решение об организации серийного производства на двух деревообделочных заводах в городе Шумерля и поселке Козловка.
Лётные испытания, прошедшие в конце сентября, показали вполне приемлемые пилотажные характеристики Г-29. Для смещения центровки пустого планёра вперед, в серии крыло передвинули немного вперед. При этом, в посадочной конфигурации с выпущенными щитками, стала наблюдаться тряска хвостового оперения. Тряску устранили путем устройства перфорации на щитках.
Сразу после окончания испытаний, 28 сентября 1941 года Грибовский выехал на завод № 471, а его заместитель Ландышев на завод № 494.
18 октября в Шумерлю прибыл первый эшелон с «хозяйством» ОКБ-28, а уже 7 ноября здесь собрали первый головной десантный планёр. До конца года завод № 471 изготовил 10 серийных аппаратов, которые по количеству перевозимых десантников получили обозначение Г-11.
Производство Г-11 нарастало вплоть до июня 1942 года, когда выяснилось, что военные попросту не готовы к приему большого числа десантных планёров. Не хватало самолётов-буксировщиков и пилотов-планеристов. Так как хранение планеров в течение длительного времени не предусматривалось, их нахождение под открытым небом могло привести к снижению прочности и надежности.
В результате производство Г-11 в 1942 году прекратили, личный состав ОКБ-28 присоединили к техперсоналу завода № 471, переориентированного на производство самолётов Як-6, а Грибовский убыл в распоряжение Наркомата авиапромышленности.
Всего до прекращения выпуска в 1942 году завод № 471 выпустил 127 Г-11, а завод № 494 − 170 планеров. Таким образом, суммарный выпуск к осени 1942 года составил 308 экземпляров Г-11.
В конце 1943 года производство планеров восстановили на заводе в Рязани, где Грибовского назначили Главным конструктором. Первый «рязанский» Г-11 испытали в марте 1944 года. Планерист-испытатель старший лейтенант Чубуков написал в своем отзыве:
Управляемость планера достаточная. Запас рулей вполне обеспечивает вывод планера из самого тяжелого положения. Управление Г-11 подобрано чрезвычайно удачно, будучи не таким строгим, как у планёра Г-14, вместе с тем обеспечивает полную управляемость в трудных условиях при любых вариантах загрузки. При выполнении фигур пилотажа штопора, переворота и бочки планер быстро выходит без запаздывания в нормальное положение. Посадка во всех вариантах загрузки проста и выполняется на малых скоростях.
В ходе серийного производства в конструкцию Г-11 вносились изменения. Начиная с экземпляра № 21 на левом борту фюзеляжа оборудовали увеличенный грузовой люк шириной 1400 мм, а дверь на правом борту упразднили. С октября 1944 года выпускались планеры с двойным управлением, амортизацией посадочной лыжи и дополнительными усилениями конструкции. В серии эти аппараты, дополнительным внешним отличием которых стал небольшой форкиль, получили обозначение Г-11У.
Производство Г-11У прекратилось в середине 1945 года, однако, спустя год возобновилось и продолжалось вплоть до 1948 года.
Использование Г-11 в период Великой Отечественной войны показало их высокую надежность и достаточную эффективность. Особенно активно планеры использовались для снабжения партизан в 1943—1944 годах. В августе 1944-го конструктор Грибовский за доставку грузов планерами Г-11 партизанам Белоруссии был награжден медалью «Партизан Отечественной войны».
Просмотров: 2639
|