Авиация Гаибов, Фаррух Ага - Память о герое

23 января 2011


Оглавление:
1. Гаибов, Фаррух Ага
2. Награды
3. Память о герое



Самые первые записи о Гаибове принадлежат перу Алиага Шихлинского. Они датированы 1942 годом. Шихлинский пишет:

В Мировую войну 1914—1918 г. первым военным лётчиком-азербайджанцем был Фаррух Гаибов — родной брат Мамеда Ага Гаибова. Фаррух Гаибов поступил в отряд крупных самолётов и вошёл в состав экипажа «Илья Муромец № 16». На этом аппарате он служил артиллерийским офицером. На нём лежали обязанности бомбометания, стрельбы из пулемёта, фотографирование с воздуха позиций противника. В первый же свой вылет Фаррух Ага Гаибов разрушил очень важный в стратегическом отношении мост через Неман и этим сильно задержал перевозку немецких войск и различных грузов. Немцы караулили «Илью Муромца № 16» и не раз бросали с самолёта записки с угрозой, что они сделают налёт на город Минск, где был расположен фронтовой аэродром. Они налетали несколько раз, но каждый раз их отгоняли тогдашними примитивными зенитными батареями. 12 сентября 1916 года группа наших самолётов совершила налёт на ближайшие тылы немецких позиций на Виленском направлений. В этой операции участвовали 12 аппаратов и «Илья Муромец № 16». Они завязали воздушный бой с вылетевшими навстречу немецкими самолётами. Немцы заметив своего опасного врага ворвались в строй наших самолётов и отделили «Илью Муромца № 16». Целый час доблестный экипаж «Ильи Муромца № 16» выдерживал неравный бой с 4-мя немецкими самолётами. Как выяснилось в дальнейшем, пулемёт Фаррух Ага Гаибова нанёс немцам значительные потери. Наконец, одному из «Альбатросов» удалось вызвать пожар на «Илье Муромце № 16», и он, объятый пламенем, упал вниз. Весь его экипаж сгорел .


18 сентября 1916 газета «Петроградские известия» писала: «Из штаба Верховного главнокомандования сообщают, что на Западном фронте наш аэроплан в районе Боруны-Крево вторгся в тыл вражеских войск. Точными бомбовыми ударами были взорваны различные пункты, вызваны пожары на вражеском складе. Кроме того, разбомблены транспортные средства, железнодорожные станции, автомобили. Во время полета поручик Фаррух ага Гаибов со своим составом вступил в схватку с силами противника и сбил четыре германских аэроплана. После того, как они подожгли и два аэроплана „Альбатросов“, они упали на вражескую территорию и погибли». Согласно принятой среди летчиков традиции, из немецкого аэроплана была сброшена записка, в которой сообщалось, что немцы похоронили экипаж самолета с воинскими почестями.

Недавно могила экипажа сбитого самолета была обнаружена на восстановленном уже в наше время немецком кладбище у деревни Боруны. Судя по всему, российские авиаторы были перезахоронены на этом кладбище в 30-е годы XX века, когда польские власти при участии германской стороны проводили упорядочение немецких военных погребений. На могильном кресте написано по-польски: «4 NIEZNANYCH ROS.LOTN.25.16», что в переводе означает «4 неизвестных русских летчика захоронены 25.16». Дата по европейскому календарю. Месяц погребения в надписи отсутствует, но его нет и на некоторых других крестах этого кладбища. Там покоятся герои-авиаторы:

— поручик Макшеев Дмитрий Дмитриевич
— поручик Рахлин Митрофан Алексеевич
— поручик Гаибов Фаррух
— поручик Карпов Олег Сергеевич

Народный поэт, земляк героя Самед Вургун посвятил Гаибову следующие строки:

Во имя народа он пал, как герой,
Достойная жизнь оборвалась нежданно.
Но нет, он не умер, наш воин родной,
И жить ему вечно в воспоминаниях,
И в чистых сердцах и высоких мечтаньях
Наподобие сказанья, наподобие дастана…

В 1971 Главный маршал авиации Павел Кутахов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Казахского-Таузского избирательного округа. После архивной проверки и уточнений Павел Кутахов прислал на родину героя для установки в качестве памятника истребитель МиГ-15, с мемориальной табличкой: «Памяти первого азербайджанского лётчика Фаррух-аги Гаибова». Позже табличка была изменена на «Памяти павших в Великой Отечественной войне».



Просмотров: 2657


<<< Браун, Артур Рой
Ерёменко, Пётр Гаврилович >>>