Авиация General Dynamics F-16 Fighting Falcon - Боевое применение
01 мая 2011Оглавление:
1. General Dynamics F-16 Fighting Falcon
2. Модификации
3. Операторы
4. Боевое применение
5. Тактико-технические характеристики
Первый случай боевого применения F-16 зафиксирован 26 апреля 1981 года в Ливане.
Официальная статистика воздушных побед и поражений F-16
Согласно официальной информации ВВС США и НАТО, F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.
Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля, израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.
Таким образом общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет ок.50 самолётов.
Ниже приведена таблица с перечнем воздушных побед F-16 согласно данным США и НАТО и без учёта побед ВВС Израиля.
Дата | ТВД | Пилот | Принадлежность | Противник | Способ поражения |
---|---|---|---|---|---|
27.12.1992 | Ирак | NORTH, GARY L. | США | MIG-25 | AIM-120 |
17.01.1993 | Ирак | STEVENSON, CRAIG D. | США | MIG-23 | AIM-120 |
28.02.1994 | Балканы | ALLEN, STEPHEN L. | США | Jastreb-Galeb | AIM-9 |
28.02.1994 | Балканы | WRIGHT, ROBERT G. | США | Jastreb-Galeb | AIM-120 |
28.02.1994 | Балканы | WRIGHT, ROBERT G. | США | Jastreb-Galeb | AIM-9 |
28.02.1994 | Балканы | WRIGHT, ROBERT G. | США | Jastreb-Galeb | AIM-9 |
24.03.1999 | Балканы | P.TANKINK | Нидерланды | MiG-29 | AIM-120 |
04.05.1999 | Балканы | GECZY, MICHAEL H. | США | MiG-29 | AIM-120 |
Исходя из данных, представленных в таблице, видно что ни один из уничтоженных самолётов не был уничтожен пушечным огнём, все самолёты были уничтожены ракетным оружием.
Согласно данным фирмы Дженерал Дайнэмикс, по состоянию на 1992 год ни один F-16 не был потерян в воздушном бою. Согласно данным сотрудника Агентства исторических исследований ВВС США Дэниела Хаулмэна, в 1990-х годах самолёты F-16 ВВС США не имели потерь в воздушных боях.
Венесуэла
Путч 1992 года. В ходе неудавшейся попытки переворота в ноябре 1992 года обе эскадрильи ВВС страны, вооружённые F-16, остались лояльны правительству. Они выполняли ударные задачи, а также сбили 3 самолёта мятежников.
Израиль
Гражданская война в Ливане. 26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков. 28 апреля были одержаны первые воздушные победы самолетами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане. 14 июля того же года F-16 одержал первую воздушную победу над самолётом, сбив сирийский истребитель МиГ-21.
Накануне и в ходе операции «Мир Галилее» летом 1982 года F-16 был одним из двух основных истребителей ВВС Израиля. Он широко применялся в воздушных боях с сирийской авиацией, главным образом самолётами МиГ-21, МиГ-23МС/МФ и МиГ-23БН. По израильским данным, всего в апреле—июне 1982 года пилотами F-16 было одержано 48 воздушных побед без единой потери. В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане; в ходе такого налёта 23 ноября 1989 года один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.
По советскими российским данным, в ходе Ливанской войны в воздушных боях было сбито не менее 6 самолётов F-16, точных цифр их побед не приводится. При этом утверждается, что 5 F-16 были сбиты истребителями МиГ-23МФ, однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича «МиГ-23МФ в ливанской войне», все эти победы были засчитаны сирийским пилотам на основе их собственных докладов. Вероятно, иных подтверждений одержанных побед у сирийской стороны не имелось. Также В.Бабич никак не доказывает истинность своих утверждений, по сути оставляя читателю только возможность верить или не верить ему на слово.
См. также Потери авиации в Ливанской войне
Налёт на Ирак. 7 июня 1981 года восемь израильских F-16 участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Они входили в ударную группу; прикрытие осуществляли шесть F-15. В результате налёта строящийся реактор был повреждён.
Вторая Интифада. С мая 2001 года F-16 ограниченно привлекались к ударам по целям на территории Палестинской автономии в ответ на террористические акции палестинский организаций.
Налёт на Сирию. 5 октября 2003 года, в ответ на теракт в ресторане Хайфы, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские F-16 совершили налёт на базовый лагерь группировки в Сирии.
Вторая Ливанская война. В 1990-е и 2000-е годы F-16 участвовали во множестве налётов на позиции группировки «Хизбалла» на юге Ливана. В июле—августе 2006 года они активно использовались во Второй Ливанской войне. Единственной потерей стал F-16I, разбившийся 19 июля по технической причине во время взлёта; оба члена экипажа выжили.
НАТО
Боснийская война - F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой, в котором американским истребителям удалось сбить 4 штурмовика боснийских сербов. В августе—сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.
Военная операция против Югославии - В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован. Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях
Военная операция в Афганистане - В воздушных операциях октября—декабря 2001 года принимали участие только американские F-16. В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение. С 2002 года на авиабазе Манас дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Единственная потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов.
США
Война в Персидском заливе - F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил и совершил наибольшее количество вылетов. Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника. Не было одержано ни одной воздушной победы, потери составили 3 машины в небоевых происшествиях накануне войны и 7 машин в ходе войны. Таким образом, относительный уровень потерь составил один самолёт на 1900 боевых вылетов; живучесть однодвигательного F-16 оказалась выше, чем двухдвигательных A-10, F-15E, «Торнадо». Однако подобные прямые сравнения не совсем уместны, так как различные типы самолётов выполняли различные задачи, связанные с разным риском.
Ирак, 1992—1993 - В конце 1992 года резко обострилась ситуация на юге Ирака, где были развёрнуты иракские средства ПВО, представлявшие угрозу для самолётов американских и британских самолётов, осуществлявших патрулирование южной неполётной зоны. В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса «Файтинг Фалконы» сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону МиГ-25 и самолёт неустановленного типа.
Ирак, 1998—2003 - В декабре 1998 года F-16 применялись в короткой военной операции против Ирака «Лиса пустыни». После неё «Файтинг Фалконы» продолжали патрулировать неполётные зоны над северной и южной частью Ирака и участвовали во множестве инцидентов, связанных с действиями иракской системы ПВО.
Иракская война - Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака. 7 июня 2006 года в результате удара двух «Файтинг Фалконов» был убит лидер иракской ячейки организации Аль-Каида Абу Мусаб Аль-Заркави.
Пакистан
Афганская война: пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана. В 1986—1989 годах истребители F-16 сбили несколько афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким. Заявлялось также о сбитии сразу двух истребителей МиГ-23 в одном бою, что, однако, не соответствует действительности. 29 апреля 1987 года один из F-16 был потерян при невыясненных обстоятельствах. ТАСС заявил, что самолёт были сбит ПВО Афганистана.
Турция
Турецко-курдский конфликт: самолёты F-16 ВВС Турции периодически привлекаются к нанесению бомбовых ударов по позициям боевиков Курдской рабочей партии.
Греция: и турецкие, и греческие F-16 неоднократно участвовали в воздушных инцидентах между ВВС двух стран. Практически всегда такие инциденты происходили без открытия огня, однако 8 октября 1996 года это правило было нарушено: греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16, один из членов экипажа которого погиб. Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году.
Просмотров: 5375
|