Авиация GPS - Техническая реализация
01 июня 2011Оглавление:
1. GPS
2. История
3. Техническая реализация
4. Применение GPS
5. Точность
6. Недостатки
7. Хронология
Космические спутники
Основой системы являются навигационные спутники, движущиеся вокруг Земли с частотой 2 оборота в сутки и двигаясь по 6-ти круговым орбитальным траекториям, высотой примерно 20180 км. Спутники излучают открытые для использования сигналы в диапазонах: L1=1575,42 МГц и L2=1227,60 МГц, а модели IIF будут излучать также на L5=1176,45 МГц . Навигационная информация может быть принята антенной и обработана при помощи GPS-приёмника.
Сигнал с кодом стандартной точности), передаваемый в диапазоне L1 в диапазоне L2 начиная с аппаратов IIR-M), распространяется без ограничений на использование. Первоначально используемое на L1 искусственное загрубление сигнала с мая 2000 года отключён. С 2007 года США окончательно отказались от методики искусственного загрубления. Планируется с запуском аппаратов Блок III введение нового сигнала L1C) в диапазоне L1. Он будет иметь обратную совместимость, улучшенную возможность прослеживания пути и в большей степени совместим с сигналами Galileo L1.
Для военных пользователей дополнительно доступны сигналы в диапазонах L1/L2, модулированные помехоустойчивым криптоустойчивым P кодом). Начиная с аппаратов IIR-M введён в эксплуатацию новый М-код). Использование М-кода позволяет обеспечить функционирование системы в рамках концепции Navwar. М-код передается на существующих частотах L1 и L2. Данный сигнал обладает повышенной помехоустойчивостью, и его достаточно для определения точных координат. Еще одной особенностью M-кода станет возможность его передачи для конкретной области диаметром в несколько сотен километров, где мощность сигнала будет выше на 20 децибел. Обычный сигнал М уже доступен в спутниках IIR-M, а узконаправленный будет доступен только при помощи спутников GPS-III.
C запуском спутника блока IIF введена новая частота L5. Этот сигнал также называют safety of life. Сигнал на частоте L5 мощнее на 3 децибела, чем гражданский сигнал, и имеет полосу пропускания в 10 раз шире. Сигнал смогут использовать в критических ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека. Полноценно сигнал будет использоваться после 2014 года.
Тип спутника | GPS-II | GPS-IIA | GPS-IIR | GPS-IIRM | GPS-IIF |
Масса, кг | 885 | 1500 | 2000 | 2000 | 2170 |
Срок жизни | 7.5 | 7.5 | 10 | 10 | 15 |
Бортовое время | Cs | Cs | Rb | Rb | Rb+Cs |
Межспутниковая связь |
- | + | + | + | + |
Автономная работа, дней |
14 | 180 | 180 | 180 | >60 |
Антирадиационная защита |
- | - | + | + | + |
Антенна | - | - | Улучшенная | Улучшенная | Улучшенная |
Возможность настройки на орбите и мощность бортового передатчика |
+ | + | ++ | +++ | ++++ |
Навигационный сигнал |
L1:C/A+P L2:P |
L1:C/A+P L2:P |
L1:C/A+P L2:P |
L1:C/A+P+M L2:C/A+P+M |
L1:C/A+P+M L2:C/A+P+M L5:C |
24 спутника обеспечивают 100 % работоспособность системы в любой точке земного шара, но не всегда могут обеспечить уверенный приём и хороший расчёт позиции. Поэтому, для увеличения точности позиционирования и резерва на случай сбоев, общее число спутников на орбите поддерживается в большем количестве.
Наземные станции контроля космического сегмента
Слежение за орбитальной группировкой осуществляется с главной контрольной станции, расположенной на авиабазе ВВС США Schriever, штат Колорадо, США и с помощью 10 станций слежения, из них три станции способны посылать на спутники корректировочные данные в виде радиосигналов с частотой 2000—4000 МГц. Спутники последнего поколения распределяют полученные данные среди других спутников.
Просмотров: 7402
|