Авиация Харьков (аэропорт) - История

12 апреля 2011


Оглавление:
1. Харьков (аэропорт)
2. История
3. Настоящее время
4. Перевозчики и пункты назначения
5. Авиакатастрофы
6. Интересные факты



1923—1941

История гражданской авиации УССР берет свое начало в Харькове. Тут 26 марта 1923 года было учреждено акционерное общество «Укрвоздухпуть», одной из задач которого была организация регулярных авиарейсов. 18 ноября 1923 года было получено шесть первых гражданских аэропланов «Комета-2», закупленных вместе с моторами и запасными частями у фирмы немецкого авиаконструктора К. Дорнье. В январе 1924 года в системе АО «Укрвоздухпуть» организовано конструкторское бюро во главе с К. А. Калининым. 25 мая 1924 года были открыты первые регулярные пассажирские линии: Харьков-Полтава-Киев и Харьков-Кировоград-Одесса. Грунтовая взлетно-посадочная полоса находилась в то время на северной окраине города за городским парком, в Сокольниках — там, где сейчас располагается авиазавод. В 1928 году из Харькова начали выполняться первые международные рейсы по маршруту Харьков-Тегеран.

17 сентября 1926 года был издан приказ об организации на базе авиамастерских «Укрвоздухпути» «Авиазавода имени Совнаркома УССР». Первым директором и главным конструктором завода назначен К. А. Калинин. 10 декабря 1929 года на базе акционерных обществ «Добролет» и «Укрвоздухпуть» создана единая государственная организация — «Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота». 1 января 1930 года Согласно решению СНК СССР "Авиазавод АО «Укрвоздухпуть» передан из ликвидированного АО «Укрвоздух­путь» в ведение Авиатреста ВСНХ СССР, где получил наименование «Харьковский авиазавод». Директором завода назначен Н. П. Королев.

Развитие авиационного производства в Сокольниках потребовало переноса гражданского аэропорта. Для него было выбрано место в 12 километрах к югу от центра города, за поселком Основа. Новый аэропорт вступил в строй 6 декабря 1932 года. Он включал в себя грунтовую взлетно-посадочную полосу, двухэтажное здание аэровокзала и прочие наземные службы. В августе 1933 года аэропорту было присвоено имя П. П. Постышева, а в 1936 году аэропорт был признан лучшим в СССР. В предвоенные годы в Харьковском аэропорту совершали посадку транзитные рейсы, проходившие из Москвы и Ленинграда в Крым и на Кавказ. Здесь приземлялся крупнейший пассажирский самолет тех лет, шестимоторный гигант П-124, который выполнял рейсы Москва-Харьков-Минеральные Воды. Аэропорт являлся самостоятельной хозрасчетной единицей, непосредственно подчиненной Главному управлению гражданской авиации. 24 сентября 1938 года начался беспересадочный перелет самолета АНТ-37 по маршруту Москва-Хабаровск. Экипаж возглавляла дочь известного харьковского летчика и авиаконструктора Валентина Степановна Гризодубова. Кроме нее, в экипаж входили Полина Осипенко и Марина Раскова. Самолет преодолел 8 тысяч километров за 26 с половиной часов; таким образом был установлен международный рекорд дальности полета для женских экипажей. В 1941 году на аэродроме была построена бетонная взлетно-посадочная полоса.

В годы Великой Отечественной войны

Личный состав аэропорта вошел в состав Киевской и Харьковской особых авиагрупп Гражданского Воздушного флота. 23 августа 1943 года советские войска освободили Харьков.

В 1945—1991 годах

Существующий аэровокзал был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту, разработанному московским НИИ «Аэропроект» в 1951 году. Этот же проект был применен во Львове, Свердловске, Челябинске и других городах СССР. Строительство аэровокзала началось в 1951 году, а его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. В 1958 году к аэропорту из центра города была проложена троллейбусная линия.

Внешне здание аэровокзала отличается повышенной парадностью, характерной для «сталинской» архитектуры 30-х — 50-х годов. Центральный вход украшает восьмиколонный портик с высоким парапетом сложного очертания. Над зданием возвышается изящная восьмигранная башенка со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком. Интерьеры обильно оснащены лепными архитектурными деталями и росписями. На первом этаже здания аэровокзала находился небольшой зал ожидания, а также буфет. На втором этаже, до постройки гостиницы на улице Аэрофлотской, находились комнаты матери и ребёнка, а также гостиничные номера, а позже — служебные комнаты.

Выход на перрон аэропорта осуществлялся через центральный зал аэровокзала. Здесь, во внутреннем дворике между зданием аэровокзала и перронным залом, был небольшой сквер. В перронном зале происходила проверка билетов и багажа пассажиров, а также сдача багажа. Проверка багажа была введена лишь после первого в СССР захвата самолета отцом и сыном Бразинскасами в 1970 году. До этого перронного зала не существовало, а летное поле было отделено от перрона лишь небольшим ограждением, пройти за которое можно было показав билет на самолет контролеру. От перрона к трапу самолета пассажиров доставляли перронные автобусы — автопоезда из микроавтобусов РАФ-980/979 в 60-е годы и пассажирские полуприцепы АППА-4 с тягачами ЗиЛ-130 в 70-е — 90-е годы.

Помимо основного здания аэровокзала с северной стороны привокзальной площади, возле посадки троллейбуса, находилось дополнительное одноэтажное помещение с залом ожидания, билетными кассами и камерой хранения багажа.

Прилетающие пассажиры доставлялись перронными автобусами к воротам, расположенным с севера от здания аэровокзала, через которые попадали с летного поля на привокзальную площадь. Рядом с воротами находился навес, под которым осуществлялась выдача багажа. При этом багаж пассажиры снимали самостоятельно с автокаров с тележками, которые подъезжали под навес прямо с летного поля. После начала реконструкции аэропорта в 2008-ом году высадка пассажиров из перронных автобусов и выдача багажа стала осуществляться с южной стороны от здания аэровокзала.

Уже к началу 70-х годов Харьковский аэропорт ежегодно обслуживал до 600 тысяч пассажиров, а через 10 лет эта цифра возросла до 900 тысяч человек. В то же время город вплотную подступил к аэропорту. Поэтому в генплане города, разработанном в конце 70-х — начале 80-х годов было предусмотрено строительство нового аэропорта в районе пгт. Полевая Дергачевского района, что в 30 километрах от Харькова. В перспективе туда же планировался вынос сборочных цехов авиазавода. Проект нового аэропорта разрабатывал институт «Украэропроект», а аэровокзала — «Укргорстройпроект». Аэропорт планировалось связать с городом скоростной автомагистралью. В конце 80-х годов началось строительство взлетно-посадочной полосы, но с распадом СССР работы были прерваны.

Авиарейсы и авиакассы

10 июля 1970 года в здании на Красношкольной набережной, 18 открыто новое агентство «Аэрофлота».

15 февраля 1973 года в 12:05 состоялся первый полет турбореактивного самолета Ту-134А с харьковского аэродрома. С этого дня авиарейсы Харьков-Москва, Харьков-Киев, Харьков-Ленинград и Харьков-Свердловск стали обслуживаться новыми самолетами Ту-134А.

1 июня 1975 года были введены новые рейсы в Набережные Челны, Архангельск, Псков, Калининград, Кривой Рог.

15 сентября 1975 года открыта воздушная линия «Харьков-Новосибирск», обслуживаемая самолетами ИЛ-18. Эта линия стала самой длинной, из существующих воздушных линий Харьковского аэропорта.

1 апреля 1977 года возросла стоимость авиабилетов.

29 мая 1979 года на станции метро «Центральный рынок» открылась билетная касса Аэрофлота.

21 июня 1980 года открыт прогулочный авиамаршрут «Аэропорт — Аэроклуб ДОСААФ в пос. Коротич — Аэропорт», обслуживаемый самолетами АН-2.

1 февраля 1988 года согласно изменениям, внесенным Министерством гражданской авиации СССР в Правила перевозки и обслуживания пассажиров на внутренних воздушных линиях, стало возможным приобретение билета в авиакассах без предъявления паспорта.

5 мая 1988 года Совершен пробный технический рейс самолета Як-42 по маршруту Вильнюс-Харьков. Он подтвердил готовность Харьковского аэропорта принимать самолеты этой модели.

1 сентября 1988 года началась разработка технико-экономического обоснования проекта нового аэропорта Харьков-Полевой.

2 января 1989 года Харьковский аэропорт впервые стал регулярно принимать самолеты Як-42, которые стали обслуживать воздушную линию Саратов-Харьков-Одесса.

В 1991—2009 годах

Владимир Путин и Леонид Кучма прилетели на экономический форум.

Объемы авиаперевозок в существующем аэропорту уменьшились в десятки раз. В то же время серьезной проблемой для харьковского аэропорта стало отсутствие таможенного контроля и пограничного терминала, ведь в годы СССР здесь принимали только внутренние рейсы. В 1995 году была проведена реконструкция — выполнен капитальный ремонт здания аэропорта, создан пункт погранично-таможенного контроля. Также была реконструирована взлетно-посадочная полоса, в результате чего аэропорт был допущен к выполнению полетов на самолетах Ил-76.

29 января 1996 года Приказом государственного Департамента авиационного транспорта Украины «Укравиатранс» аэропорт «Харьков» допущен к выполнению полетов на самолетах ИЛ-76т.

1 апреля 1998 года открыт авиарейс Вена-Харьков-Вена компании «Австрийские авиалинии», соединивший Харьков с Центральной Европой.

27 мая 1999 года после двухлетнего перерыва возобновлено воздушное сообщение Харькова с Москвой

9 августа 1999 года открыт международный авиарейс Харьков — Ларнака

11 октября 1999 года в небо поднялся первый серийный самолет Ан-140, выпущенный на Харьковском авиационном заводе.

В 2001 году путем передачи аэропорта из ведения Минтранса городу было образовано Авиационное коммунальное предприятие «Международный аэропорт Харьков». В марте 2008 года весь имущественный комплекс Харьковского аэропорта был передан в аренду сроком на 49 лет фирме «Нью Системс АМ». При этом взлетно-посадочная полоса, являющаяся стратегическим объектом, остается в собственности государства.

8 мая 2007 года Исполняющим обязанности генерального директора Харьковского авиазавода назначен Сергей Задорожный.

В апреле 2008 года КП «Международный аэропорт Харьков» было официально упразднено.



Просмотров: 5361


<<< Харьков-Северный (аэропорт)