Авиация Ил-96
24 июня 2011Оглавление:
1. Ил-96
2. Эксплуатация
3. Конструкция самолёта
4. Варианты
5. Лётно-технические характеристики
6. Аварии и происшествия
7. Именные самолёты
пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 стал первым и последним советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.
Аэродинамическая схема
- Четырёхмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
История создания
К середине 1970-х годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолётах Ил-62. Однако возможности этих самолётов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объёма дальних перевозок: из-за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты. Кроме того, салон узкофюзеляжного самолёта был далёк от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге-747, ставшим первым в мире широкофюзеляжным самолётом.
В 1974—1977 годы одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла и новыми турбореактивными двухконтурными двигателями с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20 850 кгс. Исследования в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. Предполагалось, что полная унификация с Ил-86 позволит быстро провести сертификацию самолёта и принять его в строй.
В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.
Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта. На самолёте используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. На Ил-96-300 было решено установить новые двигатели Соловьёва ПС-90А. Нехарактерная для ранее выпускавшихся в СССР двухконтурных двигателей плавная гондола ПС-90А повышала топливную эффективность самолёта.
Комплекс требований, предъявленных КБ Ильюшина Министерством гражданской авиации перевозка коммерческой нагрузки 30 и 15 т на практическую дальность 9000 и 11 000 км с крейсерской скоростью от 850 до 900 км/ч на высоте от 9000 до 12 000 м делал оптимальной аэродинамической схемой традиционную: четырёхмоторный свободнонесущий низкоплан с вертикальным оперением. От Т-образного оперения отказались. Ил-96-300 изначально создавался как самолёт с потенциалом развития: его конструкция предполагает относительно быструю и недорогую разработку различных модификаций самолёта.
Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Фюзеляж самолёта был удлинён до 64 метров, то есть даже больше чем на Ил-86. Но главной отличительной чертой Ил-96М стали двигатели Pratt&Whitney PW2337. Опытный экземпляр был создан на базе первого опытного Ил-96-300. Самолёт поднялся в воздух 6 апреля 1993 года, но в серийное производство запущен не был. На базе Ил-96М был создан грузовой Ил-96Т, который так же был собран в единственном экземпляре. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.
В 1999—2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет российские ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. Он совершил первый полёт 16 мая 1997 года. В эксплуатации с 2009 года.
Испытания
Первый опытный экземпляр был собран непосредственно в цеху КБ на Ленинградском проспекте в Москве. В начале сентября 1988 года самолёт торжественно выкатили из сборочного цеха. Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Самолёт пилотировал экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка. Полёт прямо над центральными районами Москвы продолжался 40 минут.
В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько примечательных полётов на дальность, в том числе Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при −50 °C и в Ташкенте при +40 °C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолёту вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96-300 была отмечена Государственной премией РФ.
Просмотров: 15372
|