Авиация Ил-96 - Конструкция самолёта
24 июня 2011Оглавление:
1. Ил-96
2. Эксплуатация
3. Конструкция самолёта
4. Варианты
5. Лётно-технические характеристики
6. Аварии и происшествия
7. Именные самолёты
Планер
Ил-96 выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего четырёхмоторного широкофюзеляжного низкоплана со стреловидным крылом и вертикальным оперением.
Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую на 5,23 метров длину из-за уменьшения числа рядов пассажирских кресел. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надежности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. На стандартном самолёте кресла установлены в двух салонах с шагом 870 мм по девять в ряд с тремя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает размещение пассажиров в трёх салонах: в первом классе в 22 креслах с шагом 1020 мм, в бизнес-классе в 40 креслах и в эконом классе в 173-ёх. Пассажирский салон оборудован буфетными стойками и 8-ю туалетами.
На нижней палубе расположены три грузовых отсека. Передний вмещает 6 стандартных грузовых контейнеров типа АБК-1,5, задний десять, при этом максимальная загрузка самолёта предполагает занятие лишь девяти контейнеров, тогда как другие семь можно использовать для перевозки грузов и почты. Третий грузовой отсек предназначен для перевозки штучных грузов.
Крыло на Ил-96 значительно отличается от установленных на Ил-86. Размах крыльев более 60 метров, а площадь 391 м²: на 70 метров больше Ил-86. Отличительными особенностями крыла являются крупные вертикальные законцовки высотой 3,1 м. Крыло Ил-96 обладает сложной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из двухщелевых закрылков и предкрылков по всей длине передней кромки.
Горизонтальное оперение Ил-96 то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.
Шасси Ил-96 состоит из трёх основных опор, расположенных под центропланом, и передней опоры. Каждая из трёх опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колёсами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колёс имеют одинаковые размеры 1300*480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².
Силовая установка
Ил-96 оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности ПС-90А с тягой на максимальном режиме работы двигателя 16 000 кгс, которые крепятся на пилонах к крыльям. Тяга в крейсерском режиме 3500 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском режиме 0,595 кг/кгс·час. Выполнен по двухвальной системе, имеется реверсивное устройство. Вентилятор одноступенчатый, компрессор 13-ступенчатый. Турбина высокого давления двухступенчатая, низкого четырёхступенчатая. ПС-90А имеет модульную конструкцию, число модулей 11. В процессе эксплуатации их можно заменять.
Впервые в истории советской авиации двигатель оборудован двухканальной электронной системой управления и контроля параметров «Диагноз-90». Среди преимуществ системы автоматический контроль за расходом топлива и защита от помпажа. Предусмотрен воздушный старт на высоте до 7 000 метров.
Двигатель сертифицирован в 1992 году, так же как и самолёт. В конце 2006 года для самолета Ил-96-300 с двигателем ПС-90А получен сертификат на соответствие Главе 4 норм ИКАО по шуму.
Системы самолёта
На Ил-96 применён передовойдля своего времени пилотажно-навигационный комплекс, благодаря которому самолёт стал первым из «Ил»-ов, предназначенный для управления экипажем из трёх человек, а также первым советским самолётом, оборудованным электронной системой управления полётом ВСУП-85-4. К традиционным аналоговым индикаторам на приборной панели прибавились дисплеи на лучевых трубках: по два у командира и второго пилота и ещё два на центральной панели. Самолёт оборудован электродистанционной системой управления.
Топливная система самолёта разработана на базе топливной системы Ил-86. Она работает автоматически, однако для экстренных случаев предусмотрен механизм ручного управления. Топливо располагается в девяти кессонных баках, из которых по четыре расположены в консоли каждого из крыльев и ещё один в центроплане. Перекачка керосина из бака осуществляется струйными насосами в предрасходный отсек, а далее в расходный отсек, отдельный для каждого из четырёх двигателей.
Система кондиционирования воздуха Ил-96 также работает автоматически. Блоки СКВ расположены в центроплане. Воздух в кабину поступает от двигателей. С учётом повторной циркуляции при полной загрузке самолёта СКВ нагнетает в кабину 25,7 кг воздуха на одного пассажира в час.
Электроимпульсная противообледенительная система циклического действия защищает передние кромки крыльев и стабилизаторов, а также киль. Интересно, что обогрев не предусмотрен на внутренней секции передней кромки крыла и на «носке» киля, что объясняется незначительным влиянием обледенения в этих местах на управляемость самолётом. Воздухозаборники двигателей обогреваются с помощью воздуха, отбираемого из компрессорной камеры.
Просмотров: 15380
|