Авиация Испытания средств выведения космических аппаратов - Цели и состав испытаний на различных этапах
23 января 2011Оглавление:
1. Испытания средств выведения космических аппаратов
2. Цели и состав испытаний на различных этапах
3. Завершение испытаний
Стендовые испытания
Первый этап испытаний проводится на позиции разработчика средств выведения, сам по себе состоит из множества различных испытаний.
Основная полнота проверок достигается при стендовых испытаниях узлов средства выведения. Характер стендовых испытаний каждого узла специфичен для данного узла, например для двигательной установки проводят холодные и огневые стендовые испытания, для системы управления проводят имитацию пуска и полёта изделия в различных условиях, подставляя на вход системы управления вместо реальных значений датчиков любые необходимые значения в реальном времени, при проверках конструкции проводят нагрузочные испытания, контрольную проливку баков и так далее.
При стендовых испытаниях средства выведения в сборке проверяется сопряжение различных узлов, которое не может быть проверено при испытаниях узлов отдельно, например, при электрических проверках проверяют полярность датчиков и исполнительных элементов.
Остальные этапы испытаний проводятся на позиции эксплуатации.
Автономные испытания
Автономные испытания проводят для проверки работоспособности изделия и его узлов, диагностирования неисправностей и устранения их.
Автономные испытания, как правило, аналогичны по объёму и методике их проведения регламентным проверкам изделия, его компонентов и обслуживающего оборудования, проводимых при эксплуатации в процессе подготовки к каждому пуску. Данные испытания включают в себя электрические проверки, проверки пневмогидросхем. Как правило, на этой стадии проводятся и парно-стыковочные испытания проверка сопряжения различных систем в части исправности трактов взаимодействия этих систем, адресности и полярности обмена команд при электрическом взаимодействии.
Автономные испытания проводятся по штатной эксплуатационной документации, которая в свою очередь также является предметом проверки.
Комплексные испытания
Комплексные испытания проводят для проверки изделия и взаимодействия систем в условиях, максимально приближённых к реальной эксплуатации.
Комплексные испытания, как правило, аналогичны по объёму и методике их проведения операциям по подготовке к пуску и пуску изделия без проведения самого пуска. Комплексные испытания могут не включать некоторых операций, такое исключение явно оговаривается в программе испытаний.
Комплексные испытания включают в себя автономные испытания, полный цикл проверок и подготовки изделия на технической позиции, вывоз и установку изделия на стартовый комплекс, проведение предстартовых проверок на комплексе до максимально близкого к моменту пуска момента, достижимого технически без проведения собственно пуска.
Комплексные испытания проводятся по штатной эксплуатационной документации, которая в свою очередь также является предметом проверки.
Натурные испытания
Натурные испытания проводят для проверки работоспособности изделия в реальных условиях эксплуатации.
Натурные испытания состоят в выведении реальной полезной нагрузки на заданную орбиту. По сути натурные испытания являются началом эксплуатации изделия и отличаются от штатной эксплуатации только плотным сопровождением и контролем проводимых работ представителями разработчика изделия и специально оговорённым, облегчённым по отношению к штатной эксплуатации, порядком внесения доработок в изделие для устранения замечаний.
В процессе натурных испытаний проверяется то, что невозможно проверить на предыдущих стадиях.
При проведении данной стадии испытаний используются либо макеты полезной нагрузки, либо серийная полезная нагрузка, потеря которой дешевле, чем при выведении уникального космического аппарата или пилотируемого космического корабля. В силу данных условий при пусках в процессе испытаний изделие специально загоняют в предельные для него условия работы для как можно более раннего обнаружения дефектов и их исправления до начала эксплуатации.
Натурные испытания проводятся исключительно по штатной эксплуатационной документации.
Просмотров: 2930
|