Авиация Иванов, Иван Иванович (лётчик)

14 февраля 2011


Оглавление:
1. Иванов, Иван Иванович (лётчик)
2. Увековечивание памяти



Иван Иванович Иванов — советский лётчик-истребитель, беспартийный, Герой Советского Союза. Совершил один из первых воздушных таранов в истории Великой Отечественной войны.

Биография

Иван Иванович Иванов родился в деревне Чижово.

С осени 1931 года служил в рядах РККА, позже направлен по комсомольской путёвке в Пермскую авиационную школу. В марте 1933 года переведён в 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов. В 1934 году, после окончания авиационной школы, Иван Иванович Иванов служил в 11-м лёгкобомбардировочном полку в Киевском военном округе. В 1935 году стал командиром звена. В 1939 году участвовал в Польском походе РККА, позже — в Советско-финской войне. В конце 1940 года окончил курсы истребителей. Назначен заместителем командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка.

Ранним утром первого дня нападения Германии на СССР — 22 июня 1941 года, Иван Иванович Иванов вылетел с аэродрома Млынов во главе звена И-16 на перехват группы немецких самолётов, приближающихся к указанному аэродрому. В бою с шестью He-111 Иванов израсходовал боезапас и почти всё горючее, но несмотря ни на что пошёл на перехват прорвавшегося к аэродрому самолёта противника. Чтобы не допустить бомбометания Иванов протаранил «Хейнкель», ведомый унтер-офицером Х. Вольфейлем. Иванов отсек винтом хвост немецкого бомбардировищика. Самолёт противника упал на окраину аэродрома и взорвался, но и истребитель советского лётчика получил тяжёлые повреждения. Из-за малой высоты Иван Иванович Иванов не смог воспользоваться парашютом и погиб.

2 августа 1941 года старшему лейтенанту Ивану Ивановичу Иванову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Правда, в биографии Иванова есть противоречия, причем даже в советских и российских источниках — Алексей Исаев, в книге Дубно 1941, «Величайшее танковое сражение 2 мировой войны», 2009.М. , утверждает что Иванов летал не на И-16, а на И-153 и таранил на нем, а в своей книге «АНТИСУВОРОВ: Десять мифов Второй мировой» говорит, что Иванов таранил в лоб, причем бак истребителя Иванова был полон, из-за чего два самолета загорелись и рухнули на землю.

В других источниках написано:"Старший лейтенант Иван Иванович Иванов … в 4 ч. 25 мин. 22 июня 1941 года тараном уничтожил фашистский бомбардировщик в районе Грановка-Белицк. Сам погиб"..

«Герой Советского Союза Иванов И. И. совершил таран на подступах к своему аэродрому в районе г. Нестеров Львовской области»..

В некоторых источниках говорится, что Иванов самолет посадил, умер от потери крови на месте, умер в госпитале в Дубно, похоронен в Дубно на местном кладбище, по данным музея школы г. Дубно на кладбище по улице Мирогощанской, хотя в городе никто не знает где именно. В архивных данных Министерства обороны СССР написано дата гибели Иванова И. И. 23 июня 1941 года.

Так же говорится, что Иванов таранил немецкий бомбардировщик над аэродромом Млынов, на окраину которого и упал бомбардировщик, хотя истребитель Иванова почему то упал в 20 км от Млынова в селе Загорцы, Дубенского района, Ривненской области. Еще написано, что Иванов упал в селе Загороща Ривненского района, Ровенской области, что в более 50 км от Млынова. Также написано, что Иванов упал в селе Загоща, которого вообще не существует.

Георгий Ровенский в своей книге «И. И. Иванов Герой 1 тарана Великой Отечественной войны» приводит рассказы авиаинженера Больнова А. Г. и авиатехника. Первый утверждает, что Иванов защищал аэродром Дубно, хотя по курсу Хенкелей был сначала аэродром Млынов, а потом Дубно. На аэродроме Млынов находились 4 эскадрильи боевых истребителей, готовых к бою: две млыновские и две дубенские. Аэродром Дубно был почти пуст и закрыт на реконструкцию, которую проводило НКВД силами заключенных, для последующего базирования советских истребителей новых моделей. Об этом знала немецкая разведка и знала, что бомбить первоочередно. Причем, авиаинженер наблюдал бой с севера возле аэродрома Дубно, а авиатехник с юга. Странность показания авиатехника в том, что он как раз ехал с Львова в Дубно. Если учесть что война началась в 4.15 по московскому времени, то авиатехник на автомобиле никак не мог со Львова в 4.25 оказаться возле места боя, даже если бы в его автомобиле был авиационный двигатель. Утверждается, что наручные часы Иванова от удара о землю остановились в 4,25, но время тарана 4,25 все таки спорное. Если по приказу немецкого командывания Хенкели пересекли границу в в 3,15 по берлинскому времени им чтобы оказаться возле аэродрома Млынов надо 30-40 минут. Да и летчиков поднять по тревоге утром в воскресенье 22 июня, было проблематично, ведь многие разъехались на квартиры к семьям в Млынов, Дубно, Львов. Семья Иванова жила на квартире в Дубно, сын Иванова приезжал в Дубно в 60-х годах и нашел дом в Дубно откуда он с матерью эвакуировались в начале войны . Еще интересно, что 4,25 только светает, так что разглядеть в утренних сумерках, бой в 10-20 км от себя довольно сложно, да и местность в районе Дубно-Загорцы-Млынов холмистая.

Из многих свидетельств крестьян села Загорцы известно, что в начале войны над селом немецкий самолет сбил пулеметной очередью советский самолет. Потом на место падения самолета прибыли на автомобиле военные. Так, что его подвиг больше похож на легенду, чем на факт.

На въезде в г. Дубно, что недалеко от села Загорцы, стоит памятник Иванову стрела-самолет. Правда, вместо самолета времен второй мировой войны И-16 или И-153, почему то установлен послевоенный реактивный МИГ-19. Объясняется это тем, что в районе Дубно продолжал базироваться до независимости Украины советский аэродром с истребителями Прикарпатского военного округа. Одному из списанных истребителей МИГ-19 в октябре 1978 года, к очередной годовщине Октябрьского переворота 1917 года в России, нашли применение в виде памятника Иванову. Правда, это скорее всего идеологический памятник советской военной авиации и Советскому Союзу, чем Иванову. Подобный памятник — реактивный самолет — истребитель МИГ, на маленьком постаменте, долгое время стоял на территории военной части в Дубно до расформирования последней в годы независимости Украины. Установлены подобные «оригинальные» памятники из списанных истребителей СССР и в других городах Западной Украины бывшего Прикарпатского военного округа. В селе Загорцы стоит памятник — огромная рука на которую падают бомбы и которая как бы защищает людей от бомбометания. Воспринимается, что немецкий бомбардировщик хотел бомбить село, хотя цель его была военный аэродром Млынов. Дом-памятник на родине Иванова сгорел. Так, что не только подвиг Иванова, но и памятники ему тоже, скорее всего мифические.


Наличие противоречий в истории с Ивановым возникло благодаря малому количеству документальных фактов. Есть только абзац в военной листовке лета 1941 года и заметка в газете «Правда» 3 августа 1941 года, в которых написано о старшем лейтенанте Иванове совершившим воздушный таран. Это малое количество фактов было компенсировано статьей «Он был первым», написанной в местной газете г. Дубно «Червона зірка» в октябре 1978 года местным журналистом к дню открытия памятника Иванова самолета-стрелы МИГ-19. Статью потом перепечатала на русском языке газета «Ленинское знамя» Как он сам позже признался в своих беседах, журналистского расследования не проводил, а к срочному открытию памятника свое представление о подвиге выдал за документальные факты. С тех пор его версия начала путешествие по книгах и интернет сайтах.

Интересно, что в г. Дубно прижились и живут другие советские мифы. В конце 80-х был установлен памятник — танк ИС, в честь героической танковой битвы в конце войны, когда освобождали Дубно. Правда мало, кто знает, что здесь же в начале войны 22-26 июня 1941 года, советская армия отступала и теряла свои танки имея их более 3000, в тоже время когда немцы имели их около 800, причем все советские танки в каждом классе были примерно равными по калибру и броне немецким Панцер 1,2,3,4, а танки КВ даже превосходили. В битве участвовали даже новые советские Т-34.


Первый таран?

Длительное время И. Иванов считался автором первого тарана в истории Великой Отечественной, но высказываются и иные мнения.

К примеру, согласно информации сайта «Воздушный таран», И. Иванов совершил таран в 4.25 — на 10 мин. позже младшего лейтенанта Дмитрия Васильевича Кокорева. Того же мнения придерживаются и другие. Есть и те, которые считают, что истину установить не удастся.



Просмотров: 4135


<<< Жердий, Евгений Николаевич
Казаков, Иван Филиппович >>>