Авиация Junkers Jumo 004 - Данные по двигателю Jumo-004В

03 июля 2011


Оглавление:
1. Junkers Jumo 004
2. Основные технические характеристики
3. Данные по двигателю Jumo-004В



  • Компрессор осевой
    • Диски ротора компрессора — из алюминиевого сплава
    • Лопатки статора компрессора — 3 первые ступени из алюминиевого сплава; 6 остальных из тонколистовой стали.
  • Турбина осевая, макс. диаметр 698 мм
    • Диск турбины диаметром 476 мм. Материал хромистая сталь: 3,0 Cr-0,72 V-0,45 Mn-0,45 Mo-0,4 W-0,3 Si-0,2 C
    • Рабочие лопатки длиной 110 мм — лопатка DVL полая DVL-Hohlschaufel, охлаждаемая с открытым торцом, без крутки, конструкции Шмидта F.A. Schmidt. Ресурс лопатки 50 час.
    • Сопловые лопатки — охлаждаемые из жаропрочной Cr-Mn стали, толщина стенки 1,15 мм

История

Первые двигатели под индексом Jumo-004A прошли испытания на стенде в марте 1942 г. Всего было построено около 30 двигателей первой модификации. До конца войны было произведено около 6500 шт. различных модификаций двигателей Jumo-004.

1942 г. — 30 шт.

1943 г. — 41 шт.

1944 г. — 1201 шт.

1945 г. — 5182 шт.

Прототип советского реактивного моторостроения

После окончания Второй мировой войны большое количество неиспользованных двигателей Jumo-004 попало в руки союзников. Заключение специалистов Ф. Уиттла из Великобритании гласило, что: «Этот двигатель не представляет ценности с точки зрения дальнейшего развития газотурбинных двигателей». Такого же мнения придерживались специалисты из США уже знакомые с английскими двигателями Уиттла. Такое мнение англо-американских специалистов было отчасти фальшью. Jumo-004 с самого начала проектировался как простой двигатель который можно было освоить в серии в условиях недостатка материалов и инструмента, квалифицированных рабочих, то есть в военных условиях и в кратчайшие сроки. На первых серийных модификациях двигателя Jumo-004В1 устанавливались монолитные рабочие и сопловые лопатки из жаропрочной стали Тинидур, содержащей 30 % никеля. В модификации Jumo-004В2 мотор уже имел полые, охлаждаемые воздухом лопатки турбины из стали Тинидур, которые на последующих модификациях были заменены менее дефицитной сталью Cromadur, что позволило практически полностью отказаться от использования дефицитного для Третьего рейха никеля, расход же хрома сократился до 2,2 кг на один мотор. Здесь Cromadur-марка жаропрочной стали фирмы Крупп состава: 17-19 %Mn; 11-14 %Cr; 0,7-0,8 %Mo; 0,6-0,7 %Si. Сталь Cromadur крипоустойчива при температурах 600—630 градусов Цельсия. При охлаждении воздухом лопатка из стали Cromadur выдерживала температуру 770 градусов.

У непрофессионалов считается, что Jumo-004 отличался плохим управлением, но мнение отца отечественного автоматического управления космических кораблей Б. Е. Чертока не совпадает с таким мнением. Б. Е. Черток считал, что для того времени управление двигателем осуществлялось на высоком уровне. Такого же мнения придерживались составители первых описаний систем управления двигателем инженеры И. Ф. Козлов и С. П. Кувшинников:..Действительно, это оказалась сложная, многофункциональная система, которая обеспечивала дозировку топлива на разных режимах работы двигателя в полете. Она отличалась оригинальными решениями которые учли при разработке отечественных двигателей..

Немцы были прекрасно осведомлены о недостатках в управлении двигателем, возможностях его помпажа при некоторых условиях и тому подобных недоделках не влияющих на его характеристики при правильном управлении и совершении рекомендованных маневров летательного средства на которое установлен двигатель. Двигатель работал, развивал необходимую тягу, управлялся достаточно хорошо для первого серийного ТРД. И в том, что истребители Ме 262 не смогли переломить ход войны вины конструкторов двигателя Jumo-004 не было.

Иного мнения придерживались в СССР. Серийный немецкий двигатель, произвел неизгладимое впечатление на наших авиационных специалистов. Пример воспоминания Е. Г. Адлера (заместитель А. С. Яковлева. «В ЦИАМЕ нас встретил инженер по испытаниям ТРД Jumo-004, представившийся Локштовским. Он привел нас к стенду, где стояла какая-то толстая фигурная труба. Общая длина на глаз показалась около трех метров. Над стендом висела схема мотора. Странный двигатель вскоре был запущен. Когда рев двигателя смолк, Локштовский толково объяснил его устройство, изложив характеристики. Я был потрясен…. При весе менее 800 кг Jumo-004 развивал тягу 900 кгс, что соответствовало примерно 2500 л.с. …»

В результате в городок ГАЗ-19 под г. Куйбышевым на завод № 2 МАП, были практически полностью вывезены заводы фирмы Юнкерс из г. Дессау и Г. Бернберга вместе с 1000 немецких и австрийских авиационных специалистов. Под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова немецкие специалисты организовали зимой 1946—1947 гг, выпуск советской копии Jumo-004 под названием РД-10. На заводе № 16 в г. Казани производились ТРД фирмы «БМВ» BMW-003 под названием РД-20 и BMW-003С под названием РД-21. Кроме того на вывезенном из Германии оборудования других немецких авиационных заводов были организованы три новых завода реактивных двигателей № 36 в г. Рыбинске , № 478 в Запорожье, № 466 в Ленинграде. Немецкие специалисты вывезенные в СССР продолжили работы и над множеством других немецких поршневых бензиновых, дизельных и турбореактивных двигателей не доведенными до серийного производства в Германии.

Специалисты группы главного конструктора ОКБ-1 доктора Альфреда Шайбе доводили перспективные ТРД «Юнкерса».

Специалисты группы главного конструктора ОКБ-2 доктора Престеля доводили перспективные ТРД «БМВ». Группа доктора Шайбе при Н. Д. Кузнецове спроектировала и построила мощный турбовинтовой двигатель Jumo-022 названный НК-2М. Продолжив работы над Jumo-022 его форсировали, сдвоили и присвоив название 2ТВ-2Ф и установили на Ту-95. После катастрофы с Ту-95, было решено сделать новый мотор. Двигатель ТРД НК-12 был последней работой немецких специалистов в СССР. В конце 1953 г, немцев отпустили в Восточную Германию.

Двигатели Jumo-004 устанавливались на истребителях ЯК-15; Як-17; Як-19; Су-9. Двигатели BMW-003С устанавливались на истребителе Миг-9 Двигатели Jumo-022 устанавливались на АН-8; Ту-91. Двигатели группы Шайбе устанавливались на Ту-95 и служат до сих пор.




Просмотров: 3407


<<< Orenda Iroquois