Авиация К-10С
23 января 2011Оглавление:
1. К-10С
2. Конструкция
3. Тактико-технические характеристики ракет К-10
4. Эксплуатация
«копчёная рыба», на флотском жаргоне торпеда противника) советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-10, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной или ядерной боевой частью.
Предназначалась для поражения наземных или надводных целей в радиусе действия 1600—2000 км.
Применялась с самолётов Ту-16К-10. Также разрабатывалась для Ту-22, Ту-95К-10 и в корабельном варианте для вооружения разрабатывавшихся крейсеров проекта «63» под шифром П-40.
Разработка
Ракета разработана микояновским ОКБ-155, где в 1954 году была организована бригада Н. Н. Завидонова и бригада «Б» ракетной техники Л. Ф. Назарова. Главный конструктор М. И. Гуревич. Система управления К-10У разработана КБ-1 Минвооружения под руководством С. Ф. Матвеевского.
Создание системы К-10 велось согласно Постановления правительства от 3 февраля 1955 года. Ведущей организацией назначалось туполевское ОКБ-256. Тактико-техническое задание на проектирование системы «Комета-10» были сформулированы 16 ноября 1955 года.
Отладка оборудования и систем К-10 производилась на летающих лабораториях на базе Ли-2 и Ми-4 и двух «пилотируемых» ракетах СМ-К на базе МиГ-19. Первый пуск ракеты в «бросковом режиме» выполнен 28 мая 1958 года. До конца 1959 года, на полигоне НИИ ВВС во Владимировке последовали ещё 17 пусков, из которых только 6 были удачными. В дальнейшем, на совместных государственных испытаниях с тактическими и реальными пусками на Чёрном море задействовали 34 ракеты, два СМ-К и пару Ту-16К-10. Выполнено 184 полёта Ту-16 и 62 полёта аналогов СМ-К, а также дополнительно были построены и испытаны 10 ракет, оснащённых телеметрической аппаратурой.
В результате, вероятность попадания ракеты в цель составляла около 50 %. Преследовали частые отказы как аппаратуры, так и силовой установки. Все пять пусков на предельную дальность окончились неудачно. Отмечалась сложность работы экипажа самолёта Ту-16К-10, особенно штурманов. Представитель Морской Авиации генерал-лейтенант И. И. Борзов упорно не подписывал акт испытаний, считая, что достигнутая дальность пуска практически не превосходила КС-1. От запланированного запуска в серию ракетоносцев Ту-22К-10 пришлось отказаться.
И всё же ракетный комплекс К-10 Постановлением Правительства от 12 августа 1961 года был принят на вооружение Авиации ВМФ.
Самолёты Ту-16К-10 и ракеты поступили для опытной эксплуатации в 33 учебный центр АВМФ в г. Николаеве. Учебно-боевые пуски выполнялись под надзором специального конструкторско-технологического бюро, с участием инженеров МАП, КБ, НИИ и АВМФ. При этом устранялись недостатки и вырабатывалась технология обслуживания и применения комплекса.
Просмотров: 3838
|