Авиация Каменский, Василий Васильевич
22 января 2011Оглавление:
1. Каменский, Василий Васильевич
2. Произведения
3. Память
Василий Васильевич Каменский апреля 1884, на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом, — 11 ноября 1961, Москва) — русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.
Биография
Каменский родился в семье Василия Филипповича Каменского, смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Он появился н свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед по матери Евстолии Гаврииловны Гавриил Серебренников. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; когда ему еще не было и пяти лет он потерял родителей и воспитывался в семье тётки Александры Трущовой, сестры матери, муж которой Григорий Семенович Трущов служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».
Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран.
В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами.
В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пути побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». После авиакатастрофы в Ченстохове 29 апреля 1912 года, он жил на построенном в сорока килоиетрах от Перми хуторе Каменка, но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности. В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений.
Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 поэма «Стенька Разин».
Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».
В 1930-х годах писал мемуары, изданные в 1968 году.
19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.
Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прославляет природу, мир первоначального, стихийного, богата неологизмами, игрой слов и звуковыми параллелями, образующими структуру стиха. «Стенька Разин» не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное Стенька Разин».
— Вольфганг Казак
Ввел в обиход стойкое новое значение слову самолёт.
Просмотров: 3278
|