Авиация Капрэлян, Рафаил Иванович

22 января 2011


Оглавление:
1. Капрэлян, Рафаил Иванович
2. Награды



Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды
Орден «Знак Почёта»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» 20 years of victory rib.png 30 years of victory rib.png
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Заслуженный лётчик-испытатель СССР

Рафаил Иванович Капрэлян 1909, город Баку — 12 июля 1984, город Москва) — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта СССР международного класса, подполковник.

Установил 8 мировых авиационных рекордов.

Биография

Родился 22 апреля 1909 года в городе Баку. Армянин. В 1926 году окончил Бакинский промышленно-экономический техникум и консерваторию. В 1927-1929 годах учился в Азербайджанском политехническом институте. В 1932 году окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ. В 1932 году работал инженером в Главном Управлении ГВФ, в 1932-1933 годах – в Ленинградском институте инженеров ГВФ.

В 1934 году окончил Батайскую лётную школу ГВФ. В 1934-1935 – лётчик-инструктор Ленинградского института инженеров ГВФ. В 1935-1941 годах работал пилотом в Гражданском воздушном флоте. В армии с июня 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941-марте 1943 – командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника, доставки грузов партизанам, а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых.

28 января 1942 года самолёт под управлением Р.И.Капрэляна, выполнявший рейс в район Бухареста, из-за сильнейшего обледенения упал в районе города Кривой Рог. Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев. В августе 1942 года Р.И.Капрэлян совершил побег и пробрался к партизанам, где воевал до 23 октября 1942 года, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943 года продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых.

В марте-мае 1943 года прошёл переподготовку в Лётном центре АДД. В мае 1943-феврале 1944 – инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии. Выпускал лётчиков на самолётах С-47 и Ли-2. В марте 1944-мае 1945 – командир 89-го транспортного авиационного полка. Перегонял на фронт самолёты С-47, B-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. С октября 1945 года майор Р.И.Капрэлян – в запасе.

В 1945-1947 годах работал пилотом в Гражданском воздушном флоте, в июне-сентябре 1947 – заместителем начальника авиауправления Гидрометслужбы.

В 1947-1950 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания винтов мотора АШ-73 на самолёте Ту-4; испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке. Повёл ряд испытательных работ на самолётах B-25, Ли-2 и Ту-2.

В 1950-1952 – лётчик-испытатель авиазаводе №82; испытывал серийные учебно-тренировочные бомбардировщики УТБ. В 1952-1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.

В 1953-1968 – лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-4ВМ, Ми-6 с двигателем ТВ-2М, Ми-6 с двигателем Д-25В и Ми-10, первого серийного вертолёта Ми-10 производства Ростовского вертолётного завода, вертолёта Ми-10К. Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации, участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций.

Установил 8 мировых авиационных рекордов: 25 апреля 1956 года – рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-4; 29 апреля 1956 года – рекорд скорости на вертолёте Ми-4; 30 октября 1957 года – 2 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; 16 апреля 1959 года – рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; 13 сентября 1962 года – 3 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1975 года Рафаилу Ивановичу Капрэляну привоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.



Просмотров: 1828


<<< Казьмин, Пётр Иванович
Коккинаки, Константин Константинович >>>