Авиация Каширина, Глафира Алексеевна
23 января 2011Оглавление:
1. Каширина, Глафира Алексеевна
2. Гибель
Глафира Алексеевна Каширина лётчица, участница Великой Отечественной войны, штурман 46-го гвардейского бомбардировочного женского авиаполка, кавалер Ордена Красного Знамени.
Ранние годы
Глаша Каширина родилась в 1925 году в селе Сергиевка, затем жила в деревне Семенецкое Краснинского района Орловской области. Позже переехала с матерью в Подмосковье. Закончив школу, поступила в медучилище, устроилась работать в больницу. Вступила в Московский аэроклуб, так как с детства мечтала быть авиатором. Закончила его до начала войны.
Великая Отечественная война
С началом Великой Отечественной войны добровольцем вступила в Красную Армию. Окончила Энгельсскую авиационную школу. По распределению попала в 588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк. Была зачислена авиамехаником в 1-ю эскадрилью под командованием Серафимы Амосовой.
В конце мая 1942 полк прибыл на фронт. Выполнял боевые задания на реках Миус, Северский Донец, Дон, в пригородах Ставрополя.
В августе 1942 года был получен приказ срочно перебазироваться на новую точку. Полк быстро снялся с места, оставив на аэродроме всего два самолета. У одного из них был неисправен мотор. Его ремонтом занимались механик Каширина и старший инженер полка Софья Озеркова. Машина, доставившая необходимые детали, прибыла слишком поздно. К деревне уже подступали немцы. Самолёт было решено сжечь и добираться в расположение своих войск на автомобиле, а когда он сломался, пешком. Около трёх недель девушки выбирались из фашистского тыла. Наконец, они вышли к Моздоку, где располагались части Красной Армии. К этому времени Глафира уже была больна тифом. Озеркова, разыскав коменданта города, сдала её во фронтовой госпиталь, а сама вернулась в полк. Там больше месяца о их судьбе ничего не было известно. Согласно официальных документов, Каширина и Озеркова считались пропавшими без вести.
После лечения Каширина вернулась в свою часть. Спустя некоторое время была зачислена в штурманскую группу. Училась и продолжала работать авиамехаником. Экзамены на штурмана Глафира сдала на отлично. Вскоре Каширина получила разрешение вылетать на задания.
В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года бомбили скопление войск противника на высотах между Новороссийском и «Малой землёй». Глафира Каширина вылетела с заместителем командира эскадрильи Евдокией Носаль. На обратном пути их самолёт был атакован немецким истребителем.
Блеснула вспышка, и не успела передать Ира об этом летчице, как в кабине Дуси вспыхнул огненный шар. На какое-то мгновение Каширину ослепило, но уже через секунду она увидела, что голова Дуси склонилась на плечо. Самолет начал крениться, быстро терял скорость. Ира не успела по-настоящему понять, что случилось, а машина со все возрастающей быстротой неслась навстречу земле. — Дуся, Дусенька, родная! кричала Ира. Она стала вспоминать действия летчика в воздухе. Взялась за управление, но сразу поняла, что педали зажаты сползающим с сиденья телом летчицы. Тогда Ира одной рукой попыталась удержать на сиденье безжизненное тело подруги, а другой взялась за управление. Самолет продолжал падать, еще миг и все было бы кончено. Неимоверным усилием ей удалось на малой высоте вывести машину в горизонтальное положение, а затем снова набрать высоту. После этого Ира развернула «ласточку» курсом на аэродром. У нее онемели руки. Вести самолет становилось все труднее. Вдруг в моторе раздался треск: с земли, вероятно, били зенитки. Появились пробоины в фюзеляже, на стабилизаторе и плоскостях. «Дотянуть до аэродрома, думала Ира, чего бы это ни стоило». Показалась линия фронта. Мертвое тело Дуси продолжало нажимать на управление, заклинивало его, поэтому весь путь Ире пришлось вести самолет одной рукой. Другой она поддерживала тело подруги. Болтанка в воздухе отнимала последние силы. Но вот и аэродром. Каширина долго кружила над полем, не решаясь приземлиться. Потом совершила посадку, первую самостоятельную посадку в ночных условиях. Суметь посадить израненный самолет без навыков управления машиной! Такое по силам только человеку крепкой воли и незаурядного мужества.
30 апреля 1943 года за проявленное мужество и умение и спасение самолёта Каширина была награждена Орденом Красного Знамени.
9 июня 1943 года состоялась церемония вручения полку гвардейского знамени. Знаменосцем была назначена Наталья Меклин, ассистентами Глафира Каширина и Екатерина Титова.
Просмотров: 2113
|