Авиация Катастрофа Конкорда под Парижем 25 июля 2000 года

23 января 2011


Оглавление:
1. Катастрофа Конкорда под Парижем 25 июля 2000 года
2. Последствия



авиационная катастрофа сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» авиакомпании Air France, выполнявшего рейс 4590, первая и единственная катастрофа данного типа самолётов. Произошла 25 июля 2000 года в пригороде Парижа, в трёх километрах юго-западнее международного аэропорта имени Шарля де Голля. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту — 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в момент крушения на земле.

Обстоятельства катастрофы

За несколько минут до катастрофы на взлётно-посадочной полосе 26П совершил посадку Боинг-747 президента Франции Жака Ширака, возвратившегося из Японии с саммита «большой восьмерки». В то время как Боинг-747 выруливал на стоянку, с той же ВПП 26П совершал взлет пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.

Через четыре минуты, в 16:42 по местному времени «Конкорд» со 100 пассажирами на борту вырулил на взлётно-посадочную полосу 26П аэропорта имени Шарля де Голля. Во время разбега на скорости примерно 280 км/ч «Конкорд» наехал на металлический обломок, вследствие чего покрышка одного из колёс шасси лопнула. Фрагменты покрышки, ударившие в крыло самолёта, вызвали повреждение обшивки и утечку топлива из бака номер 5. Вытекающий из бака керосин немедленно воспламенился от искры в шасси самолёта или от соприкосновения с горячими частями двигателя. Воспламенившийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя № 2 и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель № 1 «задохнулся» от горячих газов и не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.

На командно-диспетчерском пункте обнаружили возгорание «Конкорда», о чем немедленно сообщили экипажу по радиосвязи. Самолёт уже заканчивал разбег, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт. Капитан Кристиан Марти принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в ближайшем аэропорту в Ле Бурже. Однако через несколько секунд после отрыва от ВПП по причине продолжающегося пожара отказал двигатель № 1 — крайний на левом крыле, начали отрываться куски обшивки. Затем его нос задрался, он потерял управление и рухнул в предместье Парижа Гонесс на небольшой отель, примерно в трёх километрах от аэропорта. В результате крушения погибли 113 человек — 109 находившихся на борту, а также четыре человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.

Запись бортового самописца

Расшифровка записи бортового самописца последних двух минут до катастрофы.

Местное время 16:42:17. Конкорд на ВПП готовится к взлёту.

КДП: «Эйр Франс 4590, ВПП 26 правая, ветер 090 8 узлов, взлёт разрешаю».

Второй пилот: «4590 взлёт с 26 правая».

<происходит разбег>

КДП: «Конкорд ноль … 4590, у вас воспламенение шлейф пламени позади вас».

<..>

Бортинженер: «Отказ двиг.., отказ двигателя второго».

Неизвестный голос в эфире: «Сильно горит»

Бортинженер: «Отключить второй двигатель».

КВС: «Возгорание двигателя».

Второй пилот: «Внимание, индикатор скорости, индикатор скорости, индикатор скорости».

КДП: «Возгорание сильное и я не уверен, что это двигатель».

КВС: «Убрать шасси».

КДП: «4590, за вами сильный шлейф пламени».

<…>

КДП: «Учитывая ваше положение, вы имеете приоритет на посадку».

Бортинженер: «Шасси».

Второй пилот: «Нет».

КВС: «Шасси, убираются».

Второй пилот: «Понял».

Второй пилот: «Я пытаюсь».

Бортинженер: «Я нажимаю».

КВС: « вы выключили второй двигатель».

Бортинженер: «Я выключил его».

<…>

Второй пилот: «Шасси не убрано».

<…>

Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда».

КДП: «Командир пожарного отряда, ээ … тут Конкорд, я не знаю их намерений, поэтому займите позицию у южных ВПП».

КВС:.

Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда запрашивает доступ на ВПП 26 правая».

Второй пилот: «Ле Бурже, Ле Бурже, Ле Бурже».

КВС: «Слишком поздно».

КДП: «Командир пожарной службы, даю поправку, Конкорд возвращается на ВПП ноль-девять в противоположном направлении.»

КВС: «Нет времени, нет».

Второй пилот: «Ошибка, следуем в Ле Бурже».

Второй пилот: «Нет».

Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда. Вы можете объяснить ситуацию с Конкордом?».

КВС:.

16:44 — крушение самолёта.

Самолёт

Потерпевший катастрофу самолёт был произведён в 1975 году и имел налёт 11989 часов. Самолёт проходил регулярные проверки, последняя из которых прошла 21 июля 2000 года. Претензий к техническому состоянию не было.

Пассажиры и члены экипажа

Конкорд выполнял чартерный рейс и должен был доставить в Нью-Йорк пассажиров немецкого круизного лайнера, отходившего в Южную Америку.

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Германия 96 0 96
Франция 0 9 9
Дания 2 0 2
Австрия 1 0 1
США 1 0 1
Всего 100 9 109


Просмотров: 3455


<<< Юутилайнен, Илмари