Авиация Катастрофа шаттла Колумбия - Хронология трагедии

22 января 2011


Оглавление:
1. Катастрофа шаттла Колумбия
2. Хронология трагедии



  • 2:30 EST, 1 февраля 2003 — Начинает работу посадочная смена центра управления полетами под руководством руководителя полетами Лероя Кейна.
    Центр выполнял стандартные операции для подготовки челнока к входу в атмосферу. Специфические проблемы, связанные с данной посадкой, не рассматривались. В частности, в ЦУПе не придали значения куску пены, отвалившемуся от кислородного бака во время старта. Вход в атмосферу должен был пройти в штатном режиме. Синоптики исследовали погодные условия в районе Космического центра имени Кеннеди, где должна была приземлиться «Колумбия».
  • 8:00 — Руководитель посадочной смены ЦУПа Лерой Кейн проводит опрос операторов смены. Все дают добро на сход с орбиты.
    Прогноз погоды в точке посадки в пределах нормы, и все системы работали нормально.
  • 8:10 — Оператор связи астронавт Чарльз Хобо передает экипажу корабля разрешение на сход с орбиты.
  • 8:15:30 — Командир корабля Хасбэнд и пилот МакКул приступили к отводу корабля с орбиты, произведя запуск двух двигателей орбитальной маневровой системы Колумбии.
    В момент запуска двигателей корабль находился в положении «вниз головой и хвостом вперёд» над Индийским океаном на высоте около 280 км. Манёвр по уходу с орбиты был произведён на 255-м витке, и за 2 минуты 38 секунд замедлил корабль с первой космической скорости до начала входа в плотные слои атмосферы. Во время работы двигателей экипаж испытывал ускорение приблизительно в 1/10 g. Не испытав проблем при выполнении манёвра, Хасбэнд перевёл «Колумбию» в положение «на правом боку, носом вперёд».
  • 8:44:09 — Условная точка входа в плотные слои атмосферы. Условно считается, что вход происходит по достижении высоты 120 км. Вход в атмосферу произошёл над Тихим океаном.
    Когда «Колумбия» входит в плотные слои атмосферы, трение о воздух начинает нагревать переднюю кромку крыла. Температура возрастает постепенно, в типичном случае возрастая до 1400 °C за последующие 6 минут.
  • 8:48:39 — Датчик температуры на передней кромке левой плоскости крыла показывает значения, превышающие те, что были зафиксированы во время предыдущих входов «Колумбии» в атмосферу.
    Эта информация не была передана на Землю или показана экипажу, она была лишь зафиксирована бортовым самописцем Modular Auxiliary Data System.
  • 8:49:32 — «Колумбия» совершает запланированный разворот направо. Скорость: 24,5 Маха.
    Колумбия начинает выполнять манёвры для точного управления подъёмной силой, что требуется для ограничения скорости спуска и регулирования нагрева корпуса.
  • 8:50:53 — «Колумбия» входит в десятиминутный период, во время которого корпус корабля подвергается наиболее тяжёлым тепловым нагрузкам. Скорость: 24,1 Маха; высота: 74 км.
Колумбия примерно в 8:57. Уже началось отделение обломков от левой плоскости крыла. Видео
  • 8:52:00 — «Колумбия» примерно в 500 км западнее береговой линии Калифорнии.
    Температура на передней кромке крыла в этот момент обычно достигает 1450 °C.
  • 8:53:26 — «Колумбия» пролетает над береговой линией Калифорнии западнее Сакраменто. Скорость: 23 Маха; высота: 70,6 км.
    В этот момент передняя кромка крыла челнока обычно нагревается до температуры, превышающей 1540 °C.
  • 8:53:46 — Обнаружены следы отваливающихся обломков. Скорость: 22.8 Маха; высота: 70,2 км.
    Окружающая корабль плазма внезапно увеличивает яркость своего свечения, в ярком газовом шлейфе корабля происходит сильный электрический разряд. В последующие 23 секунды подобное явление произойдёт ещё четырежды, что отметят наблюдатели.
  • 8:54:24 — Оператор по механическим системам и жизнеобеспечению орбитера Джеф Клинг officer) сообщил руководителю полёта, что четыре датчика гидравлической системы в левой плоскости крыла стали показывать значения ниже предела чувствительности. По данным Центра управления, до этого момента всё проходило совершенно нормально.
    Посадочная смена ЦУПа продолжает обсуждать, что именно произошло с четырьмя датчиками.
  • 08:54:25 — Пройдя воздушное пространство Калифорнии, «Колумбия» летит над Невадой. Скорость: 22.5 Маха; высота: 69,3 км.
    В этот момент наблюдатели отмечают яркую вспышку. В последующие 4 минуты это явление будет отмечено еще 18 раз.
  • 8:55:00 — Спустя примерно 11 минут после входа корабля в плотные слои атмосферы кромка крыла обычно нагревается до 1650 °C.
  • 8:55:32 — «Колумбия» пересекает границу штатов Невада и Юта. Скорость: 21,8 Мах; высота: 68 км.
  • 8:55:52 — «Колумбия» пересекает границу штатов Юта и Аризона.
  • 8:56:30 — Находясь над Аризоной, «Колумбия» начинает левый поворот.
  • 8:56:45 — «Колумбия» пересекает границу Аризоны и Нью-Мексико. Скорость: 20,9 Маха; высота: 66,8 км.
  • 8:57:24 — «Колумбия» прошла чуть севернее города Альбукерке.
Обломки «Колумбии», обнаруженные радаром National Weather Service над Техасом и Луизианой.
  • 8:58:00 — К этому моменту времени температура передней кромки крыла обычно составляет 1580 °C.
  • 8:58:20 — «Колумбия» пересекает границу штатов Нью-Мексико и Техас. Скорость: 19,5 Маха; высота: 64 км.
    Примерно в это время от корабля отвалилась одна из теплозащитных плиток. Впоследствии, когда шёл поиск обломков, эта плитка стала самой западной из найденных частей корабля. Поисковики обнаружили ее в поле в Литлфилд, штат Техас, к северо-западу от Лаббока.
  • 8:59:15 — MMACS сообщил руководителю полёта, что телеметрия не показывает значений давления в обеих шинах левой стойки шасси. Оператор связи сообщил экипажу, что в Центре управления знают о таком факте и активно разбираются с показаниями датчиков, добавив, что последнее сообщение с борта для группы управления полетом было неразборчивым.
Временный мемориал возле главного входа в Космический центр имени Джонсона
  • 8:59:32 — Записан обрывок ответа командира корабля: «Roger, uh, bu — …». Это была последняя связь с бортом. В этот же момент Центр управления полётом получил последние данные телеметрии. Офицер связи Лаура Хоппе сообщает руководителю полетом, что данный перерыв связи ожидаем и связан с тем, что хвост шаттла заслонил спутник связи.
  • 9:00:18 — Любительская видеосъёмка, сделанная наземными наблюдателями, показывает, что в этот момент корабль разваливается на части. Хотя пропадание сигнала явилось причиной некоторой озабоченности в Центре управления полётом, там не было замечено никаких признаков серьёзных проблем.
  • 9:05 — Жители северной части центрального Техаса сообщили о сильном звуке взрыва и слабой ударной волне. Кроме того, они сообщили о дымных следах и летящих обломках в ясном небе над районами, лежащими к юго-востоку от Далласа.
  • 9:12:39 — Информация о том, что один из телеканалов в Хьюстоне демонстрирует в прямом эфире кадры разрушения корабля доходит до ЦУПа. В зал управления она поступает по телефону и тут же становится известной Лерою Кейну. Он объявляет тревогу и направляет спасательные команды в район падения обломков. Для сотрудников посадочной смены начинается аварийная процедура — Кейн передал наземному оператору команду «запереть двери», что является кодовой фразой, указывающей на наступление нештатной ситуации. При этом никому не разрешается покидать или входить в помещение пультовой, и операторы обязаны сохранить всю имеющуюся информацию для последующего расследования .
  • 9:16 — Расчётное время посадки.


Просмотров: 1814


<<< Катастрофа рейса 800 авиакомпании Trans World Airlines
Операция Babylift >>>