Авиация Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова
23 января 2011Оглавление:
1. Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова
2. Современная деятельность
одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности России, расположенное в городе Казани.
Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.
История предприятия
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 г. в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината было начато создание завода, в 1934 г. получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 8-моторный АНТ-20, самолёт КАИ-1, бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова.
В 1937 г. начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8, выпуск которого был налажен за несколько лет. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина и перелёт в США советской дипломатической делегации.
В 1940 г. началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас».
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Руководители предприятия в 1932 — 1941 гг.:
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Кузнецов К. Д. | 1932 — 1933 | |
Мухин В. И. | 1934 — 1936 | |
Шаханин Л. Н. | 1936 — 1937 | |
Баринов С. С. | 1937 — 1939 | |
Штейнберг И. И. | 1939 — 1940 | |
Каганович, Михаил Моисеевич | 1888 — 1941 | 1940 — 1941 |
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 г. было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Малахов Ф. С. | 1927 — 1930 | |
Горбунов, Сергей Петрович | 1902 — 1933 | 1930 — 1933 |
Окулов, Василий Андреевич | 1899 — 1974 | 1938 — 1941 |
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.
Во время Великой Отечественной войны
Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью переворужён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г.. В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2. Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 г., в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 г. было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха, переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.
В 1947 г. началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин.
3 августа 1947 г. три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 г. были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 г. выпуск самолёта Ту-4 был прекращён и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья, новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций. Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957 — 1962 гг. завод значительно нарастил мощности, что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 г. самолёт был принят на вооружение.
В 1962 — 1964 гг. на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М, которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х гг. было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М, опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 г. начался его серийный выпуск. Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 г. был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 г. за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 г. — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942 — 1994 гг.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Окулов, Василий Андреевич | 1899 — 1974 | 1942 — 1949 |
Соколов Л. П. | 1949 — 1953 | |
Смирнов П. П. | 1953 — 1960 | |
Максимов, Николай Иванович | 1911 — 1967 | 1960 — 1967 |
Глебов, Михаил Никодимович | 1912 — 1986 | 1967 — 1973 |
Копылов, Виталий Егорович | 1926 — 1995 | 1973 — 1994 |
КАПО им С. П. Горбунова
В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире.
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214. В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже».
В соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002 — 2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию.
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Ю. Д. | 1994 — 1996 | |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 г. | 1996 — 2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 г. | с 2007 г. |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека..
Просмотров: 3974
|