Авиация Клоково (аэропорт) - История

12 апреля 2011


Оглавление:
1. Клоково (аэропорт)
2. История



Военный аэродром

Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны. Возможно, лётное поле в Клоково уже существовало и в довоенное время.

В годы войны здесь на Як-1 проходила обучение знаменитая эскадрилья «Нормандия», которая позже получила имя «Нормандия-Неман». Так же до сих пор называется и здание штаба бывшего авиационного полка.

В июне 1946 года в Клоково обосновалась 12-я Мгинская Краснознаменная транспортная авиационная дивизия. На аэродроме базировался 374-й военно-транспортный авиаполк 12-ой Мгинской авиадивизии. На вооружении полка в это время были самолёты Ли-2, Ил-12 и десантные планеры Ц-25; впоследствии в полк поступили Ил-14.

В августе 1955 года при управлении дивизии была сформирована 110-я отдельная военно-транспортная эскадрилья с местом базирования в Клоково. В феврале 1959 года 110-я эскадрилья выведена из состава дивизии, передана в ВДВ и вскоре передислоцирована на аэродром «Мясново» .

В 1958 году полк приступил к переучиванию на Ан-8. С 1 июля того же года 374-й военно-транспортный авиаполк полностью переведен на новый штат, предусматривающий поступление на вооружение самолетов Ан-8.

14 октября 1959 г. в 374-м ВТАП произошла катастрофа Ан-8: разбился экипаж командира эскадрильи Парфёнова. Причина - самопроизвольное стопорение руля высоты при заходе на посадку в момент выпуска щитков. Экипаж погиб, спастись удалось только хвостовому стрелку.

В 1960 году личный состав 374-го ВТАП получил задачу переучиться на Ан-12Б в полном составе, что было окончательно завершено к 1964 году. Для эксплуатации Ан-12 в Клоково вскоре были построены рулёжные дорожки и ВПП с искусственным покрытием. Также на аэродроме имеются 4 грунтовых ВПП: одна запасная 1800x60 метров, проходящая параллельно основной ВПП, и три — для лёгких самолётов: в 10 м южнее запасной ВПП и параллельно ей — грунтовая ВПП №1 размером 1000х70 м; в 180 м южнее и параллельно основной ВПП — ГВПП №2 размером 1000х70 м; в юго-западной части аэродрома расположена ГВПП №3 размером 600х70 м с МКпос. 40°–220°.

С 12 апреля 1961 года в круг многочисленных задач 374-го ВТАП вошла еще одна - поиск и спасение экипажей космических кораблей, эвакуация экипажей с мест приземления на космодром Байконур. Из полка вышло сразу два космонавта: В. Д. Зудов и В. В. Коваленок. С формированием двух поисково-спасательных авиаполков в Ташкенте и Троицке «космические» задачи с 374-го ВТАП были сняты.

26 августа 1968 года близ города Зволен потерпел катастрофу Ан-12 из состава 374 ВТАП. Самолёт с грузом при заходе на посадку был обстрелян с земли из автомата на высоте 300 метров и в результате повреждения 4-го двигателя упал, не дотянув до ВПП несколько километров. Погибло 5 человек, стрелок-радист выжил.

23 октября 1972 года вблизи Клоково произошла катастрофа Ан-12БП из 374 ВТАП, выполнявшего тренировочный полёт в аэродромной зоне, и Ан-12БК из 8 ВТАП, перевозившего личный состав 8 ВТАП из Сещи в Клоково для тренировочных полётов в СМУ. Погибло 27 человек: 7 в Ан-12БП и 20 в Ан-12БК.

374-й авиаполк в июне 1975 года был выведен из состава дивизии, перебазирован в Иваново и там переучен на Ил-76. На место военно-транспортных самолётов в Клоково вскоре были передислоцированы учебные самолёты L-29 Тамбовского ВВАУЛ.

До 1980-х годов в Клоково также базировались Ан-12Б и Ан-10А, принадлежащих ВДВ. Один из них, Ан-10А, после вывода его из эксплуатации и замены на Ан-12Б, так и не был должным образом утилизирован и находился за территорией авиастоянки, недалеко от западного торца ВПП, многие годы.

На аэродроме 6 апреля 1990 года был размещён 490-й отдельный вертолётный полк БиУ, сформированный 1 июня 1989 года в Чехословакии из пяти отдельных вертолётных эскадрилий ЦГВ. Самолёты L-29 незадолго до этого были переведены из Клоково в Тамбов. На вооружении полка находились вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-9, Ми-6, Ми-26, самолет Ан-24 . В 2009 году, сразу после празднования 20-летия полка, началась подготовка к расформированию. В ноябре 2009 года в Калугу был перегнан последний вертолёт полка.

Аэропорт

Аэропорт начал функционировать в 1959 году, когда в Туле на аэродроме Клоково в северной части города была создана авиационная эскадрилья, использовавшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула - Белёв, Тула - Суворов, Тула - Куркино и Тула - Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры. Кроме того производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации. Имелись планы по созданию вертолётной площадки с использованием вертолётов Ка-18 и Ми-4.

В 1964 году на летний сезон был открыт рейс Москва - Тула - Донецк - Адлер. Летом 1965 года рейс стал ежедневным.

15 марта 1968 году после длительного строительства сдано в эксплуатацию здание аэровокзала. Строительство вело СУ-6, под руководством тов. Хапова.

16 июня 1968 года открыт рейс Москва - Тула - Донецк - Гудаута.

С 1970-х годов Тульским объединённым авиаотрядом эксплуатировались:

  • самолёты Ан-2: 09648, 05806, 05808, 84700, 84708, 82827, 40715, 32238, 35589, 62553, 02679, 82828, 32675, 40922, 19748);
  • самолёты Ан-24;
  • самолёты Ан-26.

В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами с Московским вокзалом и югом города.

C 1 июня 1976 года на летний период открыты рейсы: Тула-Волгоград-Минеральные Воды; Тула-Донецк-Краснодар.

В июле 1977 года открыт рейс Тула - Жданов - Адлер.

В 1990-91 году Тульский ОАО, как и все авиапредприятия Аэрофлота в то время, достиг пика авиаперевозок. Но уже в 1992 году расписание было сокращено практически вдвое, и началось постепенная деградация авиаотряда.

До 1993 года Тульским авиаотрядом выполнялись следующие регулярные авиарейсы:

  • На самолетах Ан-2:
    • рейс Ф2061/2062 Тула - Брянск.
  • На самолетах Ан-24:
    • рейс Ф843/844 Тула - Ленинград 2 раза в неделю;
    • рейс Ф845/846 Тула - Днепропетровск - Симферополь 2 раза в неделю;
    • рейс Ф847/848 Тула - Волгоград - Астрахань 2 раза в неделю;
    • рейс Ф851/852 Тула - Ростов - Сочи 3 раза в неделю;
    • рейс Ф853/854 Тула - Смоленск - Вильнюс 3 раза в неделю;
    • рейс Ф855/856 Тула - Киев - Одесса ежедневно;
    • рейс Ф857/858 Тула - Киев - Кишинев 3 раза в неделю;
    • рейс Ф859/860 Тула - Воронеж - Волгоград 2 раза в неделю;
    • рейс Ф871/872 Тула - Казань - Ижевск - Свердловск 3 раза в неделю;
    • рейс Ф873/874 Тула - Казань - Набережные Челны - Свердловск 4 раза в неделю;
    • рейс Ф875/876 Тула - Самара - Челябинск 3 раза в неделю;
    • рейс Ф877/878 Тула - Саратов - Оренбург 2 раза в неделю;
    • рейс Ф879/880 Тула - Донецк - Анапа 4 раза в неделю;
    • рейс Ф881/882 Тула - Киев 2 раза в неделю;
    • рейс Ф883/884 Тула - Киев - Бельцы 2 раза в неделю;
    • рейс 84521/84522 Тула - Москва выполнялся 1 раз в неделю.


Также были и транзитные рейсы:

  • На самолетах Ан-24:
    • рейс Л127/128 Рига - Тула - Саратов, выполнялся Рижским ОАО Латвийское УГА ежедневно;
    • рейс Ф807/808 Тамбов - Тула - Минск, выполнялся Тамбовским ОАО 3 раза в неделю;
  • На самолетах Як-40:
    • рейс П137/138 Ульяновск - Тула - Минск, выполнялся Ульяновским ОАО ежедневно;
    • рейс Р109/110 Новгород - Тула - Харьков - Краснодар, выполнялся Новгородским ОАО ежедневно;
  • На самолетах Л-410
    • рейс Ф759/760 Смоленск - Тула - Воронеж, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно;
    • рейс Ф763/764 Смоленск - Тула - Пенза - Саратов, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно.
  • На самолетах Ан-26:
    • рейс Б991/992 Минск-1 - Тула, выполнялся Минским ОАО один раз в неделю;

С распадом СССР для аэропорта настали трудные времена. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1993 году. Окончательно отряд обездвижился к концу 1990-х. Из 7 самолётов были распроданы. Остальные Ан-24: 46303,46347,46329 эксплуатировались до 1995 года, впоследствии были разобраны на запчасти, списаны и окончательно утилизированы в 2001 году, 46600 в 1995 году потерпел аварию при посадке в аэропорту Клоково.

Ныне здание аэровокзал а отдано под строительный супермаркет «Пенаты», на рулежной дорожке расположена стоянка для автотранспорта.



Просмотров: 2661


<<< Кировск-Апатиты (аэропорт)